
В правительстве РФ предлагают частично отказаться от импортозамещения
После того как Запад решил ввести санкции против РФ, Москва стала активно заниматься поддержкой отечественных предприятий. Безусловно, программа импортозамещения не работала идеально, но кое-какие плоды она всё же принесла.
Однако теперь в правительстве РФ предлагают пересмотреть подобную политику. Впрочем, есть и противники такой инициативы. Кто же прав и что в итоге для страны будет выгоднее всего? Попытаемся взвесить все «за» и «против».
Москва не может определиться
Зампредседателя правительства Дмитрий Козак дал задание нескольким российским ведомствам подготовить документ, согласно которому в РФ перестанет работать запрет на участие иностранцев в госзаказе. По сути, в стране исчезнет принцип «третий лишний», при котором продукцию других государств запрещалось покупать в РФ, если есть конкуренция хотя бы двух товаров разных российских производителей. Кстати, Козака тут же поддержали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
- заявил заместитель главы ведомства Михаил Евраев.
Однако в Минэкономразвития выступили против. Ведомство, напротив, предложило следующей весной ещё усилить импортозамещение и вообще организовать ограничения на закупки у единственного поставщика.
Плюсы и минусы нововведения
Если ли смысл РФ отказываться от нынешней политики? Выгодно это России или нет? Для начала следует оговориться, что импортозамещение в оборонной промышленности никто изменять не собирается. Речь идёт об отраслях, которые на уровень безопасности государства либо вообще не влияют, либо затрагивают только частично. А теперь поговорим о тех сферах деятельности, где ограничения собираются отменить и о том, насколько это выгодно или невыгодно для России.
Страна добилась неплохих результатов в авиастроении, сельском хозяйстве, наладила производство оборудования в тяжёлой промышленности. Есть даже достижения вроде локализации зарубежного оборудования (немецкие турбины Siemiens, к примеру), которое ранее только закупалось, а не создавалось на территории РФ.
Но в целом, полностью весь объём импорта «перекрыть» отечественными товарами не удалось. Почти половина продуктов питания в России всё равно имеют зарубежное происхождение. Авиалайнер МС-21 так и не получил замену крыла из полимерных композиционных материалов, которые продавали США и Япония. И так почти во всех сферах. Вроде тенденция есть, но полностью исключить иностранные товары или компоненты не выходит.
Быть реалистом без «розовых очков»
Итог – больше прав Дмитрий Козак, который предлагает адаптироваться к ситуации, а не «рубить с плеча», как хотят в Минэкономразвитии. Если есть возможность пользоваться услугами иностранных компаний, когда это выгодно Москве, тем самым стимулируя конкуренцию на рынке РФ, то глупо от этого отказываться. Говорить о том, что «всё сделаем сами» слишком наивно.
Увы, но Россия – это не Китай, который может производить колоссальное число товаров и конкурировать со всем миром, а значит, нужно быть более гибким, по крайне мере, до тех пор, пока Москва не откажется от принципов нынешней экономической политики.
Илья Морозов
Однако теперь в правительстве РФ предлагают пересмотреть подобную политику. Впрочем, есть и противники такой инициативы. Кто же прав и что в итоге для страны будет выгоднее всего? Попытаемся взвесить все «за» и «против».
Москва не может определиться
Зампредседателя правительства Дмитрий Козак дал задание нескольким российским ведомствам подготовить документ, согласно которому в РФ перестанет работать запрет на участие иностранцев в госзаказе. По сути, в стране исчезнет принцип «третий лишний», при котором продукцию других государств запрещалось покупать в РФ, если есть конкуренция хотя бы двух товаров разных российских производителей. Кстати, Козака тут же поддержали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Ограничения лучше применять только отдельных случаях, после анализа рынка
- заявил заместитель главы ведомства Михаил Евраев.
Однако в Минэкономразвития выступили против. Ведомство, напротив, предложило следующей весной ещё усилить импортозамещение и вообще организовать ограничения на закупки у единственного поставщика.
Плюсы и минусы нововведения
Если ли смысл РФ отказываться от нынешней политики? Выгодно это России или нет? Для начала следует оговориться, что импортозамещение в оборонной промышленности никто изменять не собирается. Речь идёт об отраслях, которые на уровень безопасности государства либо вообще не влияют, либо затрагивают только частично. А теперь поговорим о тех сферах деятельности, где ограничения собираются отменить и о том, насколько это выгодно или невыгодно для России.
Страна добилась неплохих результатов в авиастроении, сельском хозяйстве, наладила производство оборудования в тяжёлой промышленности. Есть даже достижения вроде локализации зарубежного оборудования (немецкие турбины Siemiens, к примеру), которое ранее только закупалось, а не создавалось на территории РФ.
Но в целом, полностью весь объём импорта «перекрыть» отечественными товарами не удалось. Почти половина продуктов питания в России всё равно имеют зарубежное происхождение. Авиалайнер МС-21 так и не получил замену крыла из полимерных композиционных материалов, которые продавали США и Япония. И так почти во всех сферах. Вроде тенденция есть, но полностью исключить иностранные товары или компоненты не выходит.
Быть реалистом без «розовых очков»
Итог – больше прав Дмитрий Козак, который предлагает адаптироваться к ситуации, а не «рубить с плеча», как хотят в Минэкономразвитии. Если есть возможность пользоваться услугами иностранных компаний, когда это выгодно Москве, тем самым стимулируя конкуренцию на рынке РФ, то глупо от этого отказываться. Говорить о том, что «всё сделаем сами» слишком наивно.
Увы, но Россия – это не Китай, который может производить колоссальное число товаров и конкурировать со всем миром, а значит, нужно быть более гибким, по крайне мере, до тех пор, пока Москва не откажется от принципов нынешней экономической политики.
Илья Морозов
- m.dp.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Украина получила базу перелётов россиян за 16 лет. Чем это грозит
К ВСУ попали конфиденциальные данные из 664 млн записей. Взлом выявил уязвимость системы, элементы которой по-прежнему связаны с западными сервисами...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...