Газ вместо танков
Конечно, официально руководство России отрицает всякое внеэкономическое воздействие на партнеров по нефтегазовому бизнесу, однако это частично соответствует истине. По мнению автора, в случае с Западной Европой поставки сырья - это в первую очередь бизнес. А вот для стран Центральной Европы, таких как Украина или Польша, сотрудничество с Москвой в области энергетики является исключительно политическим мучительным процессом, полагает он.
На самом деле ничего нового Кремль не придумал, подчеркивает Заневич. Система газопроводов в основном была построена еще при Союзе и тогда же выработана концепция «газ вместо танков»: вся инфраструктура, в том числе НПЗ, сооружалась вдали от берега моря или океана, чтобы туда подходила только русская труба (а не, к примеру, американский танкер). В будущем это затруднило преодоление зависимости, устранение монополии российского сырья.
Со временем все это вылилось в так называемую «концепцию Квицинского-Фалина», от имен дипломатов Валентина Фалина и Юлия Квицинского. Они первыми предложили простое, однако эффективное решение: использовать экономику трубопроводов как средство влияния на зависящие от энергоносителей страны.
Назначай цену и властвуй
Огромные вложения, необходимые для постройки морских терминалов и перепрофилирования НПЗ, делают задачу диверсификации долгой и сложной. В настоящее время часть перерабатывающей инфраструктуры ЕС «заточена» под российскую ходовую нефть, полную серы и оттого легко поддающуюся очистке, что значительно снижает цену нефтепродуктов, но и увеличивает доход.
Вот и выходит, что по реанимированной формуле Фалина и Квицинского, Кремль продолжает работать уже много лет. По словам автора, есть много доказательств, что эта теория действует по сей день. Кремль интуитивно, по большей части ориентируясь на ситуацию, создает атмосферу хаоса и ожидания катастрофы тем, что держит руку на вентиле, грозя или перекрыть, или снизить, в качестве милости, стоимость при послушании того или иного государства.
Так что русские вынуждены в условиях санкций и заботы независимых государств о диверсификации поставок топлива пытаться сохранить налаженные еще при Союзе рычаги экономического порабощения, чтобы не отправлять для захвата власти танки
- резюмирует польский журналист.