Особенно это видно на примере Японии, где Iwatani International производит все больше этого продукта (40% от общего спроса внутри страны), но Токио все равно хочет больше. Похоже, что Россия готова предложить ей желаемое. По словам замминистра Минэнерго РФ Павла Сорокина, РФ уже ведет переговоры с рядом японских компаний по вопросу заключения соглашения на поставки в азиатскую страну водорода.
Россия – перспективный партнёр
Следует напомнить, что Япония уже приняла первую в мире партию водорода (поставка была в виде смеси с другими элементами) морским путем от компании Saudi Aramco в этом году. Сделка хоть и является уникальной, не является робкой попыткой попробовать свои силы в новом типе энергетики. В стратегии японского правительства уже стоит пункт – каждый год импортировать более 350 тысяч тонн в качестве топлива для электростанций гигаваттного уровня мощности. В азиатской стране работают сотни автономных установок, которые используют этот продукт. Поставки из России в таких условиях были бы очень актуальными.
Сорокин рассказал об энергостратегии РФ, которая предполагает экспорт 2 млн тонн водорода к 2035 году. Он также выразил надежду на то, что будет подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве
– пишет японское издание «Никкэй».Очевидно, азиатские СМИ имеют ввиду стратегию, которую недавно приняло российское правительство, где к разработке по производству (а также его масштабированию и удешевлению) и налаживанию экспорта водорода привлекаются «Газпром» и «Росатом».
Вам зеленый или голубой?
Следует уточнить, что способов производства водорода в данный момент несколько. Если говорить о потенциальном сотрудничестве Японии и России, то речь идет именно о «голубом» (создается из газа, но при условии удержания в фильтрах 100% вредных веществ) и «желтом» (производят за счет электролиза воды при помощи ядерной энергии) водорода. «Газпром» обладает нужной сырьевой базой для масштабного производства первого типа, а «Росатом» технологиями и даже избыточными мощностями – для второго.
Для того чтобы наладить экспорт в Японию, нужна соответствующая инфраструктура, коммуникации и технологии для морской перевозки. В этом плане опытом могут поделиться уже сами азиатские корпорации, которые заинтересованы в водороде из России. В конечном счете, переговоры, скорее всего, упрутся в цену. Впрочем, пока что на японском рынке водорода почти никого нет, а значит, Минэнерго надо действовать быстро. Но в любом случае это доказательство того, что не природным газом (пропаном) единым может быть сильна российская экономика. Есть и другие варианты энергоносителей для развития экспортного потенциала.
Илья Круглей