
Флот танкеров в России: сопротивляется ли он давлению со стороны стран Запада?
Несмотря на штрафные санкции и ограничения на цены, российская нефть продолжает поступать на мировые рынки. Однако западные ограничения уже начинают влиять на флот танкеров, который осуществляет ее транспортировку.
Ставки падают
Стоимость аренды танкеров падает, но это не связано с отсутствием спроса. В текущем месяце цены на транспортировку «черного золота» из РФ впервые с 2022 года уровнялись с ценами прочих игроков рынка нефтетранспортировки в мире. Это произошло несмотря на введенные западные ограничения и снижение объемов экспорта из-за уменьшения деятельности нефтеперерабатывающих заводов в июле.
Тем временем на сцену вышли новые участники – альтернативный нефтяной флот РФ, который называют «теневым». Это суда, которые рискуют доставлять нефть из РФ вопреки санкциям. Часто это старые суда, которыми владеют неизвестные компаниям из Дубая и Китая, ходящие под флагами африканских стран. Но с усилением санкций от США и стран ЕС у «теневого флота» России все же возникают проблемы с доставкой своего «черного золота» потребителям. На балтийском и тихоокеанском побережьях России стоят десятки танкеров, которые ранее занимались доставкой нефти из России покупателям, а сейчас они не могут принять груз.
Формально, суда, попавшие под западные санкции от «большой семерки» не могут полноценно заниматься своей торговой деятельностью. Но находятся пути для обхода санкционного давления.
Запад не сдается
Страны коллективного Запада с 2023 года ужесточили ограничения против судов, перевозящих российскую нефть. Часть из них были наказаны за нарушение ценового потолка от G7 на экспорт нефти из России, другие – за то, что состояли на балансе российской компании «Совкомфлот», которая попала под санкции. Некоторые танкеры оказались под ограничениями из-за возможных экологических рисков.
Эксперты отмечают, что Запад обладает инструментами, способными помешать перевозке российской нефти. С октября 2023 года санкциями было охвачено 53 корабля, из которых лишь немногие смогли загрузиться полностью. Те, кто попробовал, старались скрыть свои действия, отключая системы слежения и проводя перегрузки нефти с одного судна на другое. В этом году под санкции попали еще 32 плавательных средства, однако одно из них было исключено из списка. Примерно 41 из общего числа 53 танкеров, на которых наблюдалась погрузка российской нефти с начала 2023 года, относились к категории сырых или сырых/продуктовых танкеров – это составляет примерно 7,5 % всего флота.
Плачевность санкций
Санкции оказывают давление, однако реальных ограничений нет. Снижение стоимости фрахта – в том числе из-за санкций – является главным свидетельством воздействия санкций на работу танкеров, хотя это не привело к существенному увеличению расходов России на перевозку данного груза. Индия, ставшая крупнейшим потребителем российской нефти марки Urals с 2022 года, остается основным пунктом назначения для танкеров, перевозящих российскую нефть. Стоимость транспортировки нефти Urals из порта Новороссийска в Индию на танкерах типа Suezmax снизилась с начала июня на 1,5-2 миллиона долларов, до 4,3-4,5 миллиона долларов за рейс.
Ситуация развивается, и пока неясно, насколько эффективными будут западные санкции в долгосрочной перспективе.
Ставки падают
Стоимость аренды танкеров падает, но это не связано с отсутствием спроса. В текущем месяце цены на транспортировку «черного золота» из РФ впервые с 2022 года уровнялись с ценами прочих игроков рынка нефтетранспортировки в мире. Это произошло несмотря на введенные западные ограничения и снижение объемов экспорта из-за уменьшения деятельности нефтеперерабатывающих заводов в июле.
Тем временем на сцену вышли новые участники – альтернативный нефтяной флот РФ, который называют «теневым». Это суда, которые рискуют доставлять нефть из РФ вопреки санкциям. Часто это старые суда, которыми владеют неизвестные компаниям из Дубая и Китая, ходящие под флагами африканских стран. Но с усилением санкций от США и стран ЕС у «теневого флота» России все же возникают проблемы с доставкой своего «черного золота» потребителям. На балтийском и тихоокеанском побережьях России стоят десятки танкеров, которые ранее занимались доставкой нефти из России покупателям, а сейчас они не могут принять груз.
Формально, суда, попавшие под западные санкции от «большой семерки» не могут полноценно заниматься своей торговой деятельностью. Но находятся пути для обхода санкционного давления.
Запад не сдается
Страны коллективного Запада с 2023 года ужесточили ограничения против судов, перевозящих российскую нефть. Часть из них были наказаны за нарушение ценового потолка от G7 на экспорт нефти из России, другие – за то, что состояли на балансе российской компании «Совкомфлот», которая попала под санкции. Некоторые танкеры оказались под ограничениями из-за возможных экологических рисков.
Эксперты отмечают, что Запад обладает инструментами, способными помешать перевозке российской нефти. С октября 2023 года санкциями было охвачено 53 корабля, из которых лишь немногие смогли загрузиться полностью. Те, кто попробовал, старались скрыть свои действия, отключая системы слежения и проводя перегрузки нефти с одного судна на другое. В этом году под санкции попали еще 32 плавательных средства, однако одно из них было исключено из списка. Примерно 41 из общего числа 53 танкеров, на которых наблюдалась погрузка российской нефти с начала 2023 года, относились к категории сырых или сырых/продуктовых танкеров – это составляет примерно 7,5 % всего флота.
Плачевность санкций
Санкции оказывают давление, однако реальных ограничений нет. Снижение стоимости фрахта – в том числе из-за санкций – является главным свидетельством воздействия санкций на работу танкеров, хотя это не привело к существенному увеличению расходов России на перевозку данного груза. Индия, ставшая крупнейшим потребителем российской нефти марки Urals с 2022 года, остается основным пунктом назначения для танкеров, перевозящих российскую нефть. Стоимость транспортировки нефти Urals из порта Новороссийска в Индию на танкерах типа Suezmax снизилась с начала июня на 1,5-2 миллиона долларов, до 4,3-4,5 миллиона долларов за рейс.
Ситуация развивается, и пока неясно, насколько эффективными будут западные санкции в долгосрочной перспективе.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Снова национализация: бизнес челябинского бизнесмена могут отдать государству
Советский районный суд Челябинска стал арбитром в конфликте между Генеральной прокуратурой и одним из самых известных бизнесменов России – Константином...

Железные дороги и порты Прибалтики: дальше ехать некуда
Латвия будет вынуждена разобрать железные дороги, соединяющие её с Россией и Белоруссией: по крайне мере, с такой инициативой с июня с. г. выступают некоторые...

Донецкий металлургический завод вернулся к довоенному уровню производства
На Донецком металлургическом заводе произвели более 40 тысяч тонн стали, Енакиевский металлургический завод получит федеральную помощь для развития...

Евразийский экономический форум и приближающийся крах западной гегемонии
События двух июньских дней в Минске показали, что сегодня на евразийском пространстве вокруг России и Белоруссии формируется серьёзный пул государств, которые...

Российская сельскохозяйственная техника пробует перейти на СПГ
Компания «Газпром гелий сервис» успешно завершила отгрузку своей первой партии сжиженного природного газа (СПГ). Данная поставка была осуществлена в рамках...

Сюрприз от государства: власти решили избавить россиян от весомой доли трат
Власти РФ рассказали о подготовке сюрприза для молодых семей с детьми. Политики рассчитывают избавить пары от весомой доли расходов...

Золотая лихорадка: Путин понял, что кран пора перекрывать
Вывоз золота стал формой оттока капиталов за рубеж, поэтому будет остановлен...

«Убийца Starlink» не взлетел: налоговая решила банкротить SR Space
Федеральная налоговая служба нанесла неожиданный удар по космической отрасли, став инициатором банкротства компании АО «СР Спейс»...

Чем может обернуться для Азербайджана прекращение миграции в Россию
Возможное прекращение миграционных связей России с Азербайджаном не лучшим образом скажется на общем состоянии его экономики, которая лишится до 0,5 млрд...

Самые дотационные регионы России: лидеры все те же
В Российской Федерации регионы с высокой зависимостью от федеральных дотаций являются ярким отражением экономического неравенства и разницы в уровне развития....

Россия соскочила с нефтяной иглы: Минфин раскрыл источники доходов в казну
Минфин РФ опубликовал данные о поступлениях в казну от нефтегазового сектора. Они оказались не основными в общем объёме...

Жителей квартир в МКД ждут жёсткие штрафы: меры коснутся домовых чатов
Адвокат рассказал об особенностях общения в общедомовых чатах МКД. Юрист пояснил при каких обстоятельствах можно получить тюремный срок...

Крым безводный: Такой тяжелой засухи на полурстрове не случалось 50 лет
Важная подробность. Крымские водохранилища делятся на два типа — естественного стока и наливные. Первый тип самый распространенный....

Москва бьет тревогу: плодожорка набросилась на помидоры из Азербайджана
Россельхознадзор испугал экспорт томатов с южных полей...

ФАС выразила недовольство действиями крупнейшего в РФ производителя соли
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) обратила внимание на деятельность одного из крупнейших производителей соли в стране, компании ООО «Руссоль», и...

Драматический коллапс: эксперт назвал причины отставки Романа Старовойта
Отставка Романа Старовойта с поста министра транспорта РФ завершилась трагично. Эксперт назвал возможные причины его громкого увольнения...