Флот танкеров в России: сопротивляется ли он давлению со стороны стран Запада?
827

Флот танкеров в России: сопротивляется ли он давлению со стороны стран Запада?

Несмотря на штрафные санкции и ограничения на цены, российская нефть продолжает поступать на мировые рынки. Однако западные ограничения уже начинают влиять на флот танкеров, который осуществляет ее транспортировку.


Ставки падают

Стоимость аренды танкеров падает, но это не связано с отсутствием спроса. В текущем месяце цены на транспортировку «черного золота» из РФ впервые с 2022 года уровнялись с ценами прочих игроков рынка нефтетранспортировки в мире. Это произошло несмотря на введенные западные ограничения и снижение объемов экспорта из-за уменьшения деятельности нефтеперерабатывающих заводов в июле.

Тем временем на сцену вышли новые участники – альтернативный нефтяной флот РФ, который называют «теневым». Это суда, которые рискуют доставлять нефть из РФ вопреки санкциям. Часто это старые суда, которыми владеют неизвестные компаниям из Дубая и Китая, ходящие под флагами африканских стран. Но с усилением санкций от США и стран ЕС у «теневого флота» России все же возникают проблемы с доставкой своего «черного золота» потребителям. На балтийском и тихоокеанском побережьях России стоят десятки танкеров, которые ранее занимались доставкой нефти из России покупателям, а сейчас они не могут принять груз.

Формально, суда, попавшие под западные санкции от «большой семерки» не могут полноценно заниматься своей торговой деятельностью. Но находятся пути для обхода санкционного давления.

Запад не сдается

Страны коллективного Запада с 2023 года ужесточили ограничения против судов, перевозящих российскую нефть. Часть из них были наказаны за нарушение ценового потолка от G7 на экспорт нефти из России, другие – за то, что состояли на балансе российской компании «Совкомфлот», которая попала под санкции. Некоторые танкеры оказались под ограничениями из-за возможных экологических рисков.

Эксперты отмечают, что Запад обладает инструментами, способными помешать перевозке российской нефти. С октября 2023 года санкциями было охвачено 53 корабля, из которых лишь немногие смогли загрузиться полностью. Те, кто попробовал, старались скрыть свои действия, отключая системы слежения и проводя перегрузки нефти с одного судна на другое. В этом году под санкции попали еще 32 плавательных средства, однако одно из них было исключено из списка. Примерно 41 из общего числа 53 танкеров, на которых наблюдалась погрузка российской нефти с начала 2023 года, относились к категории сырых или сырых/продуктовых танкеров – это составляет примерно 7,5 % всего флота.

Плачевность санкций

Санкции оказывают давление, однако реальных ограничений нет. Снижение стоимости фрахта – в том числе из-за санкций – является главным свидетельством воздействия санкций на работу танкеров, хотя это не привело к существенному увеличению расходов России на перевозку данного груза. Индия, ставшая крупнейшим потребителем российской нефти марки Urals с 2022 года, остается основным пунктом назначения для танкеров, перевозящих российскую нефть. Стоимость транспортировки нефти Urals из порта Новороссийска в Индию на танкерах типа Suezmax снизилась с начала июня на 1,5-2 миллиона долларов, до 4,3-4,5 миллиона долларов за рейс.

Ситуация развивается, и пока неясно, насколько эффективными будут западные санкции в долгосрочной перспективе.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас