
Российские экспортеры зерна: вызовы и новые реалии
В условиях изменяющегося мирового рынка и экономической нестабильности российские экспортеры зерна сталкиваются с серьезными вызовами. С учетом недавних данных, стало очевидно, что российские экспортеры могут не выработать установленную Министерством сельского хозяйства РФ квоту, а трейдеры опасаются получить отрицательную маржу. Эти факторы значительно влияют на объемы продаж зерна на международном рынке.
Резкое падение объемов экспорта
Февраль 2025 года стал важной вехой для отечественного зернового экспорта. Согласно данным Российского зернового союза, в этом месяце страна отгрузила всего 2,3 миллиона тонн зерна, что в 2,4 раза меньше, чем в прошлом году, когда экспорт составил 5,5 миллиона тонн. Аналитическая компания «ПроЗерно» подтвердила эту информацию, оценив февральский экспорт в 2,2 миллиона тонн, из которых 1,77 миллиона – пшеница. Показатели являются рекордно низкими, и, по словам аналитиков, это минимальные объемы для февраля за последние девять сезонов.
С начала сельскохозяйственного сезона (с 1 июля 2024 года) Россия экспортировала 39,2 миллиона тонн основных зерновых, включая 34,1 миллиона тонн пшеницы. Это снижение объемов вызывает беспокойство, особенно когда в предыдущем сезоне экспорт был значительно выше.
Смена покупательского спроса
Изменения произошли и в списке стран-покупателей. Если годом ранее Россия продавала пшеницу в 42 страны, то в феврале 2025 года эта цифра сократилась до 18. Наиболее заметное сокращение произошло на традиционных для РФ рынках, таких как Египет, который закупил 919 тысяч тонн, что ниже уровня предыдущего года (1,17 миллиона тонн). Также значительно снизились закупки Саудовской Аравией и Турцией.
Интересно, что среди новых направлений экспорта оказались страны, которые ранее не закупали российское зерно – Шри-Ланка, Руанда и Бурунди, что указывает на необходимость поиска альтернативных рынков.
Давление цен и маржи
Экспортеры сталкиваются с проблемой отрицательной маржи: из-за низких цен на внутреннем рынке затраты аграриев не компенсируются доходами от продажи. Как отметили в Союзе экспортеров и производителей зерна, текущие условия ведут к тому, что экспортные продажи происходят с близкой к нулевой или даже отрицательной маржинальностью, особенно для компаний, не обладающих собственной товаропроводящей инфраструктурой.
По словам Андрея Сизова из «СовЭкон», экспорт пшеницы может сократиться до 40–41 миллиона тонн. Важно подчеркнуть, что установленные Минсельхозом квоты на экспорт могут оказать дополнительное давление на рынок. При этом объем экспорта в период с 15 февраля по 28 февраля снизился в 3,6 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, что связано с глобальными ценами, которые ниже на 4–5 долларов за тонну по сравнению с российскими предложениями.
Перспективы и выводы
Несмотря на текущие трудности, Андрей Сизов настроен оптимистично, полагая, что повышение спроса может возвратить экспортные объемы на прежний уровень. Однако текущая экономическая обстановка требует от российских экспортеров гибкости и готовности адаптироваться к изменяющимся условиям. Ожидается, что в ближайшие месяцы конъюнктура на международном рынке будет оставаться неопределенной, что может существенно повлиять на объемы продаж.
В конечном итоге российским экспортерам необходимо разработать новые стратегии, чтобы не только сохранить существующие позиции на рынке, но и найти новые направления для увеличения экспортных объемов. В условиях жесткой конкуренции и изменяющегося спроса поиск инновационных путей оптимизации затрат и улучшения качества продукции станет залогом успешного продвижения российской сельскохозяйственной продукции на международной арене.
Резкое падение объемов экспорта
Февраль 2025 года стал важной вехой для отечественного зернового экспорта. Согласно данным Российского зернового союза, в этом месяце страна отгрузила всего 2,3 миллиона тонн зерна, что в 2,4 раза меньше, чем в прошлом году, когда экспорт составил 5,5 миллиона тонн. Аналитическая компания «ПроЗерно» подтвердила эту информацию, оценив февральский экспорт в 2,2 миллиона тонн, из которых 1,77 миллиона – пшеница. Показатели являются рекордно низкими, и, по словам аналитиков, это минимальные объемы для февраля за последние девять сезонов.
С начала сельскохозяйственного сезона (с 1 июля 2024 года) Россия экспортировала 39,2 миллиона тонн основных зерновых, включая 34,1 миллиона тонн пшеницы. Это снижение объемов вызывает беспокойство, особенно когда в предыдущем сезоне экспорт был значительно выше.
Смена покупательского спроса
Изменения произошли и в списке стран-покупателей. Если годом ранее Россия продавала пшеницу в 42 страны, то в феврале 2025 года эта цифра сократилась до 18. Наиболее заметное сокращение произошло на традиционных для РФ рынках, таких как Египет, который закупил 919 тысяч тонн, что ниже уровня предыдущего года (1,17 миллиона тонн). Также значительно снизились закупки Саудовской Аравией и Турцией.
Интересно, что среди новых направлений экспорта оказались страны, которые ранее не закупали российское зерно – Шри-Ланка, Руанда и Бурунди, что указывает на необходимость поиска альтернативных рынков.
Давление цен и маржи
Экспортеры сталкиваются с проблемой отрицательной маржи: из-за низких цен на внутреннем рынке затраты аграриев не компенсируются доходами от продажи. Как отметили в Союзе экспортеров и производителей зерна, текущие условия ведут к тому, что экспортные продажи происходят с близкой к нулевой или даже отрицательной маржинальностью, особенно для компаний, не обладающих собственной товаропроводящей инфраструктурой.
По словам Андрея Сизова из «СовЭкон», экспорт пшеницы может сократиться до 40–41 миллиона тонн. Важно подчеркнуть, что установленные Минсельхозом квоты на экспорт могут оказать дополнительное давление на рынок. При этом объем экспорта в период с 15 февраля по 28 февраля снизился в 3,6 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, что связано с глобальными ценами, которые ниже на 4–5 долларов за тонну по сравнению с российскими предложениями.
Перспективы и выводы
Несмотря на текущие трудности, Андрей Сизов настроен оптимистично, полагая, что повышение спроса может возвратить экспортные объемы на прежний уровень. Однако текущая экономическая обстановка требует от российских экспортеров гибкости и готовности адаптироваться к изменяющимся условиям. Ожидается, что в ближайшие месяцы конъюнктура на международном рынке будет оставаться неопределенной, что может существенно повлиять на объемы продаж.
В конечном итоге российским экспортерам необходимо разработать новые стратегии, чтобы не только сохранить существующие позиции на рынке, но и найти новые направления для увеличения экспортных объемов. В условиях жесткой конкуренции и изменяющегося спроса поиск инновационных путей оптимизации затрат и улучшения качества продукции станет залогом успешного продвижения российской сельскохозяйственной продукции на международной арене.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
В небо впервые взлетел опытный самолет «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8. Создание уже второго авиационного двигателя пятого поколения поднимает...

Круче, чем Севморпуть: Россия готовит масштабный проект в Арктике
Разветвленная транспортная и промышленная сеть должна возникнуть уже в ближайшие годы в российской Арктике. Ее ключевым звеном станет Северный морской путь, но...

Российские ученые разработали станок с ЧПУ
Сотрудники Новосибирского технического университета (НГТУ НЭТИ) разработали станок с числовым управлением (ЧПУ), функционал которого позволяет объединять...

Страны БРИКС и ЕАЭС продолжат создавать независимую платежную инфраструктуру
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) продемонстрировал в 2024 году хорошие результаты экономического развития. Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП)...

Новую установку для производства чипов создали в России
В Российской Федерации создали оборудование для производства чипов на кремниевых пластинах диаметром 300 миллиметров. Новый комплекс представляет собой...

Скоро в небе: Россия готовится к первому полёту импортозамещённого SJ-100
В России ожидается первый полёт полностью импортозамещённого пассажирского самолёта нового поколения Superjet. Событие станет значимым шагом в укреплении...

Есть один российский самолет, за которым весь мир к нам в очередь встанет
Возможное возвращение Boeing на российский рынок должно подстегнуть авиапром, чтобы опять не оказаться у разбитого корыта...

В Госдуме хотят сделать жизнь наших пенсионеров, как в Средней Азии
Кроме самопиара накануне предвыборного сезона слугам народа заняться больше нечем?...

«Норникель» и собственная электропечь: на пути к технологической независимости
В мире металлургии даже самые малозаметные детали могут сыграть ключевую роль в производственном процессе. Поэтому планы компании «Норникель» по созданию новой...

Аутлет обошелся финнам в 50 млн евро, теперь его не продать и за 70 тыс
Аутлет, построенный на границе с Россией, из-за глупости властей Суоми оказался никому не нужен...

Притяжение МТК «Север – Юг»: на очереди – Ирак и Бахрейн
По итогам прошедшего в Багдаде 10-го заседания российско-иракской межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству было подписано...

Путин сдержал обещание. ЕС переходит в режим выживания
Нефтеперерабатывающие заводы в Чехии боятся лишиться прибыли из-за прекращения поставок российской нефти и надеются получить недостающие объемы из госрезервов....

«Профсоюз олигархов» положил глаз на банковские вклады россиян
Имущий класс стремится закрепить свои права на остатки государственных «заводов и пароходов»...

Судостроение и алюминий: российские реалии
Алюминий – этот легкий и, казалось бы, незаметный металл, который давно завоевал сердца (и суда) технических специалистов по всему миру. Судостроение и...

Промышленность на нуле: в РФ фиксируют переломный спад производства
Рост российской промышленности замедлился почти до нулевой отметки. Причинами спада производства стали санкции и инфляция...

«Мы вам доплатим, только возьмите машину из нашего салона — любую!»
Автодилеры начали скидочную кампанию, но время брать ещё не настало — нужно подождать...