Война за бренды: российские компании переходят в наступление
2 248

Война за бренды: российские компании переходят в наступление

В России продолжается перерегистрация товарных знаков зарубежных компаний, которые ушли с отечественного рынка после событий 2022 года. Согласно законодательству, если бренд не применяют в течение трех лет, то его правовой статус аннулируют, а российские производители могут начать использовать эти обозначения.


Первыми товарных знаков лишились японская Canon – в отношении замков и сейфов, и корпорация Ericsson – в использовании марки климатического оборудования. Обе компании не смогли подтвердить активное применение своих знаков на рынке Российской Федерации.

Также аннулировано было товарное обозначение Xiaomi в отношении большого ассортимента бытовой техники. Случай стал показательным, поскольку китайская корпорация пыталась представить доказательства оборота на территории России, но из-за отсутствия надлежащим образом переведенных документов ей было отказано.

Есть и другие истории с зарубежными брендами. Например, The Coca-Cola Company смогла отстоять свои права на торговую марку Fanta и доказать ее правоприменение, включая ингредиенты для производства напитка.

Многие эксперты говорят, что возвращения компаний из недружественных стран в ближайшее время точно не произойдет. Более того, государство будет вводить специальные заградительные условия. Однако даже те фирмы, что ушли с рынка, продолжают защищать собственные товарные знаки. Например, корпорация McDonald’s подала заявку на регистрацию обозначения в Роспатент.

В целом 2024 год был рекордным по количеству поданных заявлений на регистрацию товарных знаков. Это показывает, насколько перспективным может быть российский рынок. Но вместе с тем растет количество подражателей. Например, новый владелец активов Starbucks в России запустил собственный знак в виде девушки в кокошнике, который сильно напоминает бренд известной американской кофейни.

В настоящее время поступают заявки в Роспатент как на известные бренды, так и на имитации. Заявления подают на Toyota, Rolex, Adidas, Prada, Hitachi, Zanussi, Indesit, Bentley. И большая их часть получает отказ, несмотря на все попытки. Все дело в том, что сотрудники Роспатента действуют строго в соответствии законом, а не с учетом геополитических реалий.

В подобной ситуации существуют риски потери доверия покупателей к известным брендам, поскольку на рынке распространяется контрафакт и появляется продукция низкого качества с похожим на знакомое название товарным знаком. По словам экспертов, переход брендов к российским компаниям может вводить потребителей в заблуждение.

Специалисты акцентируют внимание на том, что, даже если права на бренд аннулированы, иностранные компании могут оспорить регистрацию похожих обозначений. Но только в том случае, если удастся доказать сохранение узнаваемости марки среди потребителей в России.

Полное отсутствие деятельности, по мнению экспертов, недостаточное основание для потери прав. А вот массовый перехват известных брендов может быть негативным для репутации российского рынка в целом. Так, новые российские производители могут потерять доверие покупателей.

Во всей этой ситуации главное – защитить права потребителей и не вводить их в заблуждение. Практика должна стать приоритетом в рассмотрении споров о правах на торговые марки. Но пока перерегистрация брендов – предмет острых дискуссий, решением этого вопроса может стать обновленное четкое правовое регулирование.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас