
Вагоностроители начнут производить цистерны по новым ГОСТам
Отечественные производители железнодорожной техники приступили к реализации новых стандартов для вагонов-цистерн. Нормативы должны заменить отраслевые стандарты (ОСТы), которые утратят силу с сентября 2025 года. Такой переход – часть реформы технического регулирования для повышения безопасности перевозок специальных грузов.
В августе объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) сообщило о готовности нового ГОСТа для стальных сосудов в вагонах цистерного типа. Документ создан ведущими производителями и вступит в силу в октябре 2026 года, после чего заказчики смогут на него ссылаться при размещении заявки.
Документ содержит требования как к конструкции, так и к производству цистерн. Это регламент качества сварных швов, который исключает трещины, наплывы, подрезы, а также устанавливает правила зачистки деталей. Задача — обеспечить надежность перевозок опасных грузов.
Одним из значимых нововведений станет предоставление права производителю самому выбирать предохранительно-впусковые клапаны и противогидроударные устройства. Но при установке необходимо обеспечивать защиту от хищения продукции и исключить попадание искр. Также на цистерны, которые будут перевозить легковоспламеняющиеся грузы, необходимо устанавливать пламегасители.
Кроме того, идет разработка стандартов взамен утративших силу ОСТов в производстве средств доставки азотной кислоты и СПГ. Документ на стадии обсуждения в техническом комитете железнодорожного транспорта, и его утверждение запланировано на 2027 год.
Эксперты отмечают, что для разработки новых стандартов необходимо время. Например, работа над ГОСТами для сосудов, предназначенных для перевозки нефтепродуктов, идет с января 2023 года, поскольку поступало много замечаний от ключевых производителей такого оборудования.
По словам представителя консалтинговой компании «Рельсы&Шпалы» Артема Ужанского, новый ГОСТ Р 72029-2025 повысит требования к прочности, герметичности, а также к адаптации к климатическим условиям. Большое значение — обязательность установки приборов контроля, что ранее не было прописано.
Руководитель логистического центра ATU Forwarding Никита Злобин подчеркнул, что новые стандарты повысят надежность, безопасность и долговечность вагонов-цистерн, в том числе тех, которые используют при перевозке химических и воспламеняющихся веществ.
Актуализация нормативных стандартов проходит в период крупнейшего обновления парка цистерн. По данным аналитического агентства Rollingstock, примерно до 2027 года каждый день будет списываться 9,4 тысячи единиц из общего парка. Затем такой показатель вырастет и составит ежегодное выбывание 17 тысяч старых цистерн.
Перспектива массового списания вагонов вызывает беспокойство у компаний нефтегазового сектора. Они обратились в Минпромторг с просьбой разрешить временное использование исправного оборудования. Однако в ведомстве отказали, сославшись на опережающие возможности производства новых цистерн.
Производители наращивают выпуски специализированных емкостей — в первом полугодии создано 8,2 тысячи цистерн, но полная замена списываемых вагонов на те, что уже созданы по новым ГОСТам, маловероятна. Тем более что работы над стандартизацией еще идут полным ходом.
Переход на новые стандарты — часть общей стратегии модернизации железнодорожной отрасли в России, и участникам рынка придется адаптироваться под новые правила.
В августе объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) сообщило о готовности нового ГОСТа для стальных сосудов в вагонах цистерного типа. Документ создан ведущими производителями и вступит в силу в октябре 2026 года, после чего заказчики смогут на него ссылаться при размещении заявки.
Документ содержит требования как к конструкции, так и к производству цистерн. Это регламент качества сварных швов, который исключает трещины, наплывы, подрезы, а также устанавливает правила зачистки деталей. Задача — обеспечить надежность перевозок опасных грузов.
Одним из значимых нововведений станет предоставление права производителю самому выбирать предохранительно-впусковые клапаны и противогидроударные устройства. Но при установке необходимо обеспечивать защиту от хищения продукции и исключить попадание искр. Также на цистерны, которые будут перевозить легковоспламеняющиеся грузы, необходимо устанавливать пламегасители.
Кроме того, идет разработка стандартов взамен утративших силу ОСТов в производстве средств доставки азотной кислоты и СПГ. Документ на стадии обсуждения в техническом комитете железнодорожного транспорта, и его утверждение запланировано на 2027 год.
Эксперты отмечают, что для разработки новых стандартов необходимо время. Например, работа над ГОСТами для сосудов, предназначенных для перевозки нефтепродуктов, идет с января 2023 года, поскольку поступало много замечаний от ключевых производителей такого оборудования.
По словам представителя консалтинговой компании «Рельсы&Шпалы» Артема Ужанского, новый ГОСТ Р 72029-2025 повысит требования к прочности, герметичности, а также к адаптации к климатическим условиям. Большое значение — обязательность установки приборов контроля, что ранее не было прописано.
Руководитель логистического центра ATU Forwarding Никита Злобин подчеркнул, что новые стандарты повысят надежность, безопасность и долговечность вагонов-цистерн, в том числе тех, которые используют при перевозке химических и воспламеняющихся веществ.
Актуализация нормативных стандартов проходит в период крупнейшего обновления парка цистерн. По данным аналитического агентства Rollingstock, примерно до 2027 года каждый день будет списываться 9,4 тысячи единиц из общего парка. Затем такой показатель вырастет и составит ежегодное выбывание 17 тысяч старых цистерн.
Перспектива массового списания вагонов вызывает беспокойство у компаний нефтегазового сектора. Они обратились в Минпромторг с просьбой разрешить временное использование исправного оборудования. Однако в ведомстве отказали, сославшись на опережающие возможности производства новых цистерн.
Производители наращивают выпуски специализированных емкостей — в первом полугодии создано 8,2 тысячи цистерн, но полная замена списываемых вагонов на те, что уже созданы по новым ГОСТам, маловероятна. Тем более что работы над стандартизацией еще идут полным ходом.
Переход на новые стандарты — часть общей стратегии модернизации железнодорожной отрасли в России, и участникам рынка придется адаптироваться под новые правила.
- Элина Симцова
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Военный локомотив РФ в ступоре: промышленные гиганты останавливаются
Пострадали железнодорожный, строительный, автомобильный и горнодобывающий секторы....

Мадуро предлагает Трампу нефть и золото, разрыв с РФ в обмен на сохранение власти
Нельзя сказать, что Каракас «продался» Вашингтону, просто власти латиноамериканской страны прекрасно понимают свои шансы на выживание в войне с США....

Теперь ВСУ взялись за газовую инфраструктуру: атакован крупнейший ГПЗ на юге РФ
Стоит ли ожидать теперь повышения цен на газ и его дефицита? Вероятно, это только начало новой кампании врага....

Война неизбежна: маленькая Венесуэла заменит большую Россию для Китая и Индии
Мировая экономика вскоре ощутит революционный сдвиг в логистике энергоносителей, который будет даже глубже, чем в 2022-м году....

Удар по военному НПЗ и дефицит бензина в 57 регионах РФ
Атаки беспилотников противника расширяют географию топливного кризиса и обновляют рекорды досягаемости....

Совсем не как союзник: Китай грабит партнеров из России
России очень нужна помощь союзников и партнеров в эти сложные времена. Однако не все из них ведут себя как таковые....

Украина жестко расплатилась за атаки по российским НПЗ
На Украину надвигается «черная зима», очень плохое время для пребывания в городах и крупных поселениях....

Плохой признак: доллар доживает свои последние дни в истории
Американская национальная валюта, полюбившаяся во всем мире, станет первой жертвой разрушения устоев....

Атаки России по Украине рикошетом вбомбили Европу в кризис
Киев уже почти остановился – из веерных отключения электроэнергии превратились в постоянные....

Китайцы вынудили Европу закрыть восемь автомобильных заводов
Наступление Поднебесной на рынок Старого Света продолжается в самом быстром темпе....

Позор Финляндии и США: ледоколы для Америки построят украинские рабы
Председатель промышленности Финляндии заранее предупредил о последствиях, если в Вашингтоне узнают правду....

Граждане РФ вернули из иностранных банков миллиарды долларов
В России фиксируется не отток, а приток средств из-за рубежа. В данном случае – это вынужденная тенденция....

В Крыму горят запасы бензина, которыми хотели остановить топливный кризис?
Сегодняшний пожар в Феодосии виден по всему Южнобережью вплоть до Ялты. Это крупнейшая нефтебаза региона, по сути, главный резервуар Крыма. С раннего утра в...

«Правительство судного дня»: в ФРГ повысят пенсионный возраст с 65 сразу до 73 лет
Пенсионеров много, а Украина одна – в Берлине решили помогать «уникальному» союзнику, а не собственным гражданам....

Казахстан - новый враг? // Олег Комолов. В двух словах
Есть ощущение, что Украиной всё не закончится. До мирных переговоров ещё как до луны, а в общественное сознание уже начали вбрасывать образ нового врага....

Москва разгадала уловку США с оружейным плутонием
Госдума денонсировала соглашение с США по утилизации плутония. Согласно документу, стороны должны были уничтожить по 34 тонны избыточного оружейного плутония....