
Переплата и пустая труба: реалии «газпромовского» транзита через Украину в 2021 году
Российский «Газпром» стремительно теряет интерес к украинскому направлению транзита «голубого» топлива в Европу. Помимо сокращения прокачки в рамках пятилетнего контракта, холдинг значительно уменьшил дополнительное аукционное бронирование мощностей украинской ГТС на февраль.
Во время заключения достаточно невыгодного договора по транзиту в конце 2019 года, руководство «Газпрома» держало «в уме» достраивающийся трубопровод «Северный поток-2», из-за которого компания все же пошла на подписание проблемного временного контракта с прогрессивным уменьшением показателей прокачки через ГТС соседней страны (к тому моменту должен был быть готов СП-2). Однако обстоятельства сложились иначе.
Но даже с учетом безальтернативности украинского маршрута поставок топлива в ЕС, а также уменьшенной обязательной по договору квоты прокачки, «Газпром» не выбирает оплаченные мощности украинской «трубы», фактически оплачивая по высокому тарифу «воздух» в чужом газопроводе.
Мощности бронируются заранее, на следующий месяц. Законтрактованные на аукционе январские 41 млн кубометров не были выполнены и наполовину, поэтому чтобы прекратить существенные переплаты за невыбранные объемы прокачки, холдинг учел опыт и серьезно сократил заказ на февраль.
18 января 2021 года, оператором ГТС Украины был проведен аукцион бронирования дополнительных мощностей транзита газа через местную систему на входных и выходных точках на февраль. Как показала статистика, приведенная венгерской платформой RBP, на главной входящей точке Суджа на следующий месяц текущего года из РФ было забронировано лишь 15 млн кубометров, что почти в три раза меньше январских заявленных (и не использованных) объемов.
Данные по другим аукционам также показывают серьезные «просадки». Основные объемы газа пойдут в Молдавию и Румынию, 14 млн кубометров. Этого должно хватить с учетом опыта и статистики использования транзитных мощностей за январь.
«Газпром» вынужденно проводит оптимизацию экспортной деятельности, поскольку только за 16 дней января переплатил Украине более 16 млн долларов, когда из 41 заявленных, прокачал лишь 14 млн кубометров по высокому премиальному тарифу.
Следует напомнить, что дополнительные аукционные объемы для транзита - единственная возможная «лазейка» оптимизации расходов на транспортировку. Ежедневные объемы, обозначенные в долгосрочном контракте с Украиной и потерявшие актуальными на данный момент, все равно подлежат оплате в полном размере, даже если не выбраны полностью.
Николай Грицай
Переплата и пустая труба
Во время заключения достаточно невыгодного договора по транзиту в конце 2019 года, руководство «Газпрома» держало «в уме» достраивающийся трубопровод «Северный поток-2», из-за которого компания все же пошла на подписание проблемного временного контракта с прогрессивным уменьшением показателей прокачки через ГТС соседней страны (к тому моменту должен был быть готов СП-2). Однако обстоятельства сложились иначе.
Но даже с учетом безальтернативности украинского маршрута поставок топлива в ЕС, а также уменьшенной обязательной по договору квоты прокачки, «Газпром» не выбирает оплаченные мощности украинской «трубы», фактически оплачивая по высокому тарифу «воздух» в чужом газопроводе.
Мощности бронируются заранее, на следующий месяц. Законтрактованные на аукционе январские 41 млн кубометров не были выполнены и наполовину, поэтому чтобы прекратить существенные переплаты за невыбранные объемы прокачки, холдинг учел опыт и серьезно сократил заказ на февраль.
Тяжелые реалии
18 января 2021 года, оператором ГТС Украины был проведен аукцион бронирования дополнительных мощностей транзита газа через местную систему на входных и выходных точках на февраль. Как показала статистика, приведенная венгерской платформой RBP, на главной входящей точке Суджа на следующий месяц текущего года из РФ было забронировано лишь 15 млн кубометров, что почти в три раза меньше январских заявленных (и не использованных) объемов.
Данные по другим аукционам также показывают серьезные «просадки». Основные объемы газа пойдут в Молдавию и Румынию, 14 млн кубометров. Этого должно хватить с учетом опыта и статистики использования транзитных мощностей за январь.
«Газпром» вынужденно проводит оптимизацию экспортной деятельности, поскольку только за 16 дней января переплатил Украине более 16 млн долларов, когда из 41 заявленных, прокачал лишь 14 млн кубометров по высокому премиальному тарифу.
Следует напомнить, что дополнительные аукционные объемы для транзита - единственная возможная «лазейка» оптимизации расходов на транспортировку. Ежедневные объемы, обозначенные в долгосрочном контракте с Украиной и потерявшие актуальными на данный момент, все равно подлежат оплате в полном размере, даже если не выбраны полностью.
Николай Грицай
- tsoua.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Это убьет наш автопром: на ВАЗе признали поражение перед китайскими авто
Глава АвтоВАЗа пожаловался на ценовую политику китайских автопроизводителей. В Минпромторге задумались о поддержке отечественного рынка авто...