Независимый советский канал - в Дании на Балтике
АКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
В наши дни Дании планируется поручить проверку и, возможно, блокирование российских танкеров и танкеров с «удобными» флагами с российской нефтью, проходящих через её территориальные воды. Такой проект ныне разрабатывает Европейский союз в рамках нового, уже 12-го пакета антироссийских санкций.
В частности, Дания будет проверять либо останавливать танкеры, проходящие транзитом через её проливы, в том числе не имеющие западной страховки. Плюс к тому, ЕС ныне возвращается к теме экологической безопасности судов, следующих через те же проливы.
Точнее, предлагаемые ЕС меры нацелены и на фрахтовые компании, продающие РФ свои старые суда, которые впоследствии входят в состав российского танкерного флота. При том, что доля этих проливов, соединяющих Балтийский бассейн с Атлантикой, в объёме российского нефтяного экспорта – около 30%.
А в морском нефтеэкспорте РФ доля тех же проливов составляет уже примерно 60%. Ограничение свободы судоходства по балтийским проливам противоречит Конвенции по морскому праву ООН (1982 г.). Но для Запада – вовсе не проблема игнорировать и такие документы.
Если подробнее, датские проливы (Каттегат, Скагеррак и Эрессун) контролируются совместно со Швецией и, частично, с Норвегией, но бóльшая часть их акватории принадлежит Дании. Как отмечает управляющий партнёр, адвокат АБ СПб «Инмарин» Кирилл Маслов,
«датские проливы - это участки вод, в которых судам гарантируется право транзитного прохода. А юрисдикция прибрежной Дании касается только вопросов безопасности и правил судоходства, вопросов экологии». Хотя Дания «давно пытается выхолащивать принцип свободы судоходства в проливах и устанавливает внутренним законодательством различные уведомления и процедуры».
К сожалению, до сих пор нет ни одного современного международного документа – наподобие Конвенции Монтрё по Босфору-Дарданеллам (даже при всей её невыгодности для СССР-РФ) – регламентирующего международные грузоперевозки по балтийским проливам. Это обстоятельство облегчает любые произвольные решения Дании (и Швеции), как и их союзников по прохождению и танкеров через эти артерии.
Однако в 1945-46 гг., когда оккупированная нацистской Германией в 1940-м часть Южного Шлезвига была возвращена Дании, в СССР разработали… проект судоходного канала примерно в 70 км через этот регион в Атлантику. Предполагалось, что здесь будут льготные условия только для советского судоходства.
Это был самый короткий путь из Балтики в Атлантику, а наличие советских войск на соседнем датском острове Борнхольм (до марта 1946 г. включительно) психологически влияло на то, чтобы Копенгаген согласился с проектом транзитного канала. Сперва дело шло к реализации проекта. Ибо в советско-датском договоре «О торговле и мореплавании» от 17 августа 1946 г. указывалось (статья 11):
«Договаривающиеся Стороны предоставляют взаимно друг другу свободный транзит через свои территории на тех же условиях, на каких транзит предоставляется для других стран. Однако ни одна из Договаривающихся Сторон не будет требовать для себя льгот, которые могут быть предоставлены другой Стороной какой-либо третьей стране».
Кроме того (статья 5):
«Торговым судам каждой из Договаривающихся Сторон, их экипажам, пассажирам и грузам будет предоставлен в портах другой Стороны режим наибольшего благоприятствования в отношении входа, выхода и пребывания в них; погрузки и выгрузки; сборов и налогов всякого рода; и в отношении всего того, что касается судоходства».
В 1947 году СССР предложил Дании обсудить конкретные варианты строительства транзитного канала. Причем советская сторона была готова финансировать проект на 60-70%. Но под влиянием Лондона и Вашингтона датчане отказались от предложения Москвы, указывая, СССР может пользоваться свободой невоенного судоходства через датско-шведские проливы.
Характерно и то, что нейтральной Швеции СССР в конце 40-х – начале 50-х гг. рекомендовал реконструировать, с советским участием, балтийско-атлантический Гёта-канал в южной Швеции (Норчёпинг-Гетеборг) для организации там грузового транзита. Но шведы, ссылалась на экологические факторы и на свободу судоходства в примыкающих проливах, не вняли советской инициативе.
Затем, в связи со вступлением Дании в НАТО в 1949 г., СССР предложил разработать общерегиональное соглашение о грузовом судоходстве через эти проливы, гарантирующее, ввиду их международной значимости, свободу перемещения невоенных грузов в обоих направлениях.
Однако в Копенгагене заверяли, что включение Дании в НАТО ничем не угрожает грузовому транзиту через те же проливы. Такие заверения «успокоили» Москву – тем более что Швеция была нейтральной. А это позволяло воспользоваться шведским сектором проливов при НАТОвской блокировке их датского сектора для советских грузовых судов.
К настоящему времени вопрос вступления Швеции в НАТО – вопрос. скорее всего, непродолжительного времени. К тому же Швеция, участвующая в ЕС с 1995 г., присоединилась с 2014-го к антироссийским санкциям ЕС и ужесточает их вместе с ЕС.
Если в датских проливах будут введены означенные меры без последствий для инициаторов таких мер, наверняка возникнет аналогичный соблазн у дальневосточных стран, присоединившихся к антироссийским санкциям, – Японии и Южной Кореи. Поскольку через их акватории/проливы частично проходят танкеры с российской нефтью, направляемые в страны АТР.
Впрочем, развитие ситуации по этому сценарию неизбежно приведет в резкому скачку мировых цен на нефть – выгодно ли это Запада и странам-нефтеимпортерам?..
Российская сторона вполне может апеллировать к международным арбитражным судам, основываясь на Конвенции ООН по морскому праву. Тем более что российскую нефть санкционный комитет ООН едва ли рискнёт включить, по очевидным причинам, в реестр подсанкционной продукции…
- Алексей Чичкин
- a.d-cd.net, neftegaz.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Финансовый пузырь от Центробанка РФ: эксперты дали рекомендации по вкладам
Эксперты финансового рынка предупредили о потрясениях после подъёма ключевой ставки от ЦБ. Банковскую систему РФ встряхнут скачки инфляции....
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...
Соратник Трампа: В первый же день начнём банкротить Иран и Россию
С первого же дня своего нового президентского срока Трамп начнёт принуждать Кремль к выполнению приказов США, используя жёсткие экономические меры....
Квантовые технологии в России выходят на новый уровень
В России активно развиваются квантовые вычисления, и в 2025 году на суд общественности будут представлены несколько квантовых компьютеров, разработанных на...