Минтранс «разруливает» очередной логистический кризис на Дальнем Востоке
30 октября президент Российской Федерации Владимир Путин поручил министру транспорта РФ Роману Старовойту постоянно держать на контроле ситуацию с вывозом контейнеров из портов Дальнего Востока.
С середины лета количество контейнеров с грузами, которые задерживаются в портах, уменьшилось в 15 раз – с более 1,5 тысячи, до менее 100, сообщил «РИА Новости» глава минвостокразвития РФ Алексей Чекунков.
Проблема и дилемма
Переориентация российской внешней торговли на Восток обострила проблему логистики. Узким местом является Восточный полигон – железнодорожная сеть Восточной Сибири и Дальневосточного федерального округа общей протяженностью свыше 17 тысяч километров с главными нитками – БАМом и Транссибом.
Аналогичный контейнерный кризис сложился осенью 2022 года. Тогда РЖД выделили три дополнительных контейнерных поезда в сутки для его разрешения. Текущая ситуация менее резонансна, но более сложна. Помимо увеличения российского импорта троекратно вырос транзит из Китая в Европу по российским железным дорогам (в основном из-за ограничений судоходства через Суэцкий канал в результате действий хуситов). При этом необходимо сохранять объемы перевозок экспортных товаров, прежде всего, угля.
Угольщики имеют квоты на железнодорожные перевозки. За 9 месяцев 2024 года экспорт российского угля упал на 10% по сравнением с аналогичным периодом прошлого года из-за снижения поставок в западном направлении. По итогам года ожидается снижение экспорта на 6%, добычи – на 3%. Единственным стабильным направлением остается восточное.
РЖД ограничивают поставку платформ на Дальний Восток. При этом в полувагонах, в которых перевозится уголь, обратно везти нечего. В качестве временной меры железнодорожники предлагают перевозку контейнеров в полувагонах. Но это усложняет логистику. Контейнеры перегружаются на платформы на станциях Сибири. Получается два маршрута вместо одного. Стоимость перевозки в Центральную Россию выросла на 20%.
Кроме того, введение дополнительных контейнерных поездов может ограничить экспортные перевозки в восточном направлении. С сентября министерство транспорта РФ и РЖД пытаются разрешить эту дилемму.
Таким образом, за два года мы наблюдаем уже второй логистический кризис главного «бутылочного горлышка» российской транспортной инфраструктуры в условиях стратегического разворота на Восток. С 2022 года российские железнодорожники перевозят в восточном направлении больше грузов, чем в западном.
Оперативные планы РЖД по вывозу контейнеров из портов Дальнего Востока
В январе 2023 года ОАО РЖД сообщало газете «Коммерсант» о готовности вывозить из дальневосточных портов 4,1 тысячи TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в сутки с возможностью увеличения к концу года до 4,5 тысячи TEU. Компания разработала программу по достижению вывоза 6,5 тысячи TEU в сутки. Сроки выполнения планов не уточнялись. По оценкам экспертов такого объема РЖД могли достичь за 2 года.
В сентябре 2024 года среднесуточный объем контейнерных перевозок из портов Дальнего Востока составил 3,69 тысячи TEU. Рост к аналогичному периоду прошлого года – 6,5%.
Стратегические планы по развитию Восточного полигона
В период с 2014 по 2024 год в рамках первых двух этапов проекта по модернизации и расширению Восточного полигона его провозная способность была увеличена с 75 до 180 миллионов тонн.
Весной 2024 года «Российские железные дороги» приступили к реализации 3-го этапа. Он предполагает увеличение провозной способности до 210 миллионов тонн к 2030 году и до 270 миллионов тонн – к 2032 году.
С середины лета количество контейнеров с грузами, которые задерживаются в портах, уменьшилось в 15 раз – с более 1,5 тысячи, до менее 100, сообщил «РИА Новости» глава минвостокразвития РФ Алексей Чекунков.
Проблема и дилемма
Переориентация российской внешней торговли на Восток обострила проблему логистики. Узким местом является Восточный полигон – железнодорожная сеть Восточной Сибири и Дальневосточного федерального округа общей протяженностью свыше 17 тысяч километров с главными нитками – БАМом и Транссибом.
Аналогичный контейнерный кризис сложился осенью 2022 года. Тогда РЖД выделили три дополнительных контейнерных поезда в сутки для его разрешения. Текущая ситуация менее резонансна, но более сложна. Помимо увеличения российского импорта троекратно вырос транзит из Китая в Европу по российским железным дорогам (в основном из-за ограничений судоходства через Суэцкий канал в результате действий хуситов). При этом необходимо сохранять объемы перевозок экспортных товаров, прежде всего, угля.
Угольщики имеют квоты на железнодорожные перевозки. За 9 месяцев 2024 года экспорт российского угля упал на 10% по сравнением с аналогичным периодом прошлого года из-за снижения поставок в западном направлении. По итогам года ожидается снижение экспорта на 6%, добычи – на 3%. Единственным стабильным направлением остается восточное.
РЖД ограничивают поставку платформ на Дальний Восток. При этом в полувагонах, в которых перевозится уголь, обратно везти нечего. В качестве временной меры железнодорожники предлагают перевозку контейнеров в полувагонах. Но это усложняет логистику. Контейнеры перегружаются на платформы на станциях Сибири. Получается два маршрута вместо одного. Стоимость перевозки в Центральную Россию выросла на 20%.
Кроме того, введение дополнительных контейнерных поездов может ограничить экспортные перевозки в восточном направлении. С сентября министерство транспорта РФ и РЖД пытаются разрешить эту дилемму.
Таким образом, за два года мы наблюдаем уже второй логистический кризис главного «бутылочного горлышка» российской транспортной инфраструктуры в условиях стратегического разворота на Восток. С 2022 года российские железнодорожники перевозят в восточном направлении больше грузов, чем в западном.
Оперативные планы РЖД по вывозу контейнеров из портов Дальнего Востока
В январе 2023 года ОАО РЖД сообщало газете «Коммерсант» о готовности вывозить из дальневосточных портов 4,1 тысячи TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в сутки с возможностью увеличения к концу года до 4,5 тысячи TEU. Компания разработала программу по достижению вывоза 6,5 тысячи TEU в сутки. Сроки выполнения планов не уточнялись. По оценкам экспертов такого объема РЖД могли достичь за 2 года.
В сентябре 2024 года среднесуточный объем контейнерных перевозок из портов Дальнего Востока составил 3,69 тысячи TEU. Рост к аналогичному периоду прошлого года – 6,5%.
Стратегические планы по развитию Восточного полигона
В период с 2014 по 2024 год в рамках первых двух этапов проекта по модернизации и расширению Восточного полигона его провозная способность была увеличена с 75 до 180 миллионов тонн.
Весной 2024 года «Российские железные дороги» приступили к реализации 3-го этапа. Он предполагает увеличение провозной способности до 210 миллионов тонн к 2030 году и до 270 миллионов тонн – к 2032 году.
- Иван Молотов
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Новый суперкомпьютер: революция в вычислительных технологиях России
Холдинг «Росэлектроника» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») вместе с Российской академией наук (РАН) представляет новый амбициозный проект –...
За сломанную турбину Шольца счет выставили Газпрому
Австрийская OMV хочет взыскать с российской компании 230 миллионов евро за недопоставки газа...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь
Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
Подруга Собчак пытается замять скандал с винзаводом в Севастополе
Фирма клянётся снять с продажи всё вино с русофобскими этикетками. Цинизм ситуации - прославлять британцев, когда их ракеты бомбят Крым!...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Производство российских лифтов нового поколения стартовало в Петербурге
В Санкт-Петербурге запустили серийное производство российских лифтов. Это значимое событие в истории отечественного лифтостроения....
Курс доллара в России выше 100 рублей – в чем причины?
На этой неделе курс доллара на внебиржевых торгах преодолел отметку в 100 рублей – такой уровень не наблюдался с октября 2023 года. Эта динамика в значительной...
Из списка «Форбс» — в банкроты: 600 авто и элитное вино до добра не доведут
Долговая яма — еще не самый худший вариант для тех, кто вчера ворочал миллиардами...
Термоядерная реакция в Провансе. Могут ли у России отнять токамак
«Росатом» в состоянии применить такие антисанкции, которых никто не хочет на себе испытывать...
Кто поедет в Трускавец? На украинском курорте мечтают о наплыве из России
«Я не раз слышала их разговоры, что если бы пришла Россия, то количество клиентов намного бы увеличилось. Сейчас сюда не хотят ехать из Европы из боязни войны,...
Американский бандитизм 90-х в Арктике подошёл к концу
Россия скоро получит права на 70% шельфа с возможностью добычи нефти и газа....
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...
Дуров провернет с «Телеграм» ту же аферу, что и с соцсетью ВКонтакте
Владелец «Телеграма» Павел Дуров продаст свой мессенджер западным инвесторам, но при этом выставит себя жертвой....