Минтранс «разруливает» очередной логистический кризис на Дальнем Востоке
30 октября президент Российской Федерации Владимир Путин поручил министру транспорта РФ Роману Старовойту постоянно держать на контроле ситуацию с вывозом контейнеров из портов Дальнего Востока.
С середины лета количество контейнеров с грузами, которые задерживаются в портах, уменьшилось в 15 раз – с более 1,5 тысячи, до менее 100, сообщил «РИА Новости» глава минвостокразвития РФ Алексей Чекунков.
Проблема и дилемма
Переориентация российской внешней торговли на Восток обострила проблему логистики. Узким местом является Восточный полигон – железнодорожная сеть Восточной Сибири и Дальневосточного федерального округа общей протяженностью свыше 17 тысяч километров с главными нитками – БАМом и Транссибом.
Аналогичный контейнерный кризис сложился осенью 2022 года. Тогда РЖД выделили три дополнительных контейнерных поезда в сутки для его разрешения. Текущая ситуация менее резонансна, но более сложна. Помимо увеличения российского импорта троекратно вырос транзит из Китая в Европу по российским железным дорогам (в основном из-за ограничений судоходства через Суэцкий канал в результате действий хуситов). При этом необходимо сохранять объемы перевозок экспортных товаров, прежде всего, угля.
Угольщики имеют квоты на железнодорожные перевозки. За 9 месяцев 2024 года экспорт российского угля упал на 10% по сравнением с аналогичным периодом прошлого года из-за снижения поставок в западном направлении. По итогам года ожидается снижение экспорта на 6%, добычи – на 3%. Единственным стабильным направлением остается восточное.
РЖД ограничивают поставку платформ на Дальний Восток. При этом в полувагонах, в которых перевозится уголь, обратно везти нечего. В качестве временной меры железнодорожники предлагают перевозку контейнеров в полувагонах. Но это усложняет логистику. Контейнеры перегружаются на платформы на станциях Сибири. Получается два маршрута вместо одного. Стоимость перевозки в Центральную Россию выросла на 20%.
Кроме того, введение дополнительных контейнерных поездов может ограничить экспортные перевозки в восточном направлении. С сентября министерство транспорта РФ и РЖД пытаются разрешить эту дилемму.
Таким образом, за два года мы наблюдаем уже второй логистический кризис главного «бутылочного горлышка» российской транспортной инфраструктуры в условиях стратегического разворота на Восток. С 2022 года российские железнодорожники перевозят в восточном направлении больше грузов, чем в западном.
Оперативные планы РЖД по вывозу контейнеров из портов Дальнего Востока
В январе 2023 года ОАО РЖД сообщало газете «Коммерсант» о готовности вывозить из дальневосточных портов 4,1 тысячи TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в сутки с возможностью увеличения к концу года до 4,5 тысячи TEU. Компания разработала программу по достижению вывоза 6,5 тысячи TEU в сутки. Сроки выполнения планов не уточнялись. По оценкам экспертов такого объема РЖД могли достичь за 2 года.
В сентябре 2024 года среднесуточный объем контейнерных перевозок из портов Дальнего Востока составил 3,69 тысячи TEU. Рост к аналогичному периоду прошлого года – 6,5%.
Стратегические планы по развитию Восточного полигона
В период с 2014 по 2024 год в рамках первых двух этапов проекта по модернизации и расширению Восточного полигона его провозная способность была увеличена с 75 до 180 миллионов тонн.
Весной 2024 года «Российские железные дороги» приступили к реализации 3-го этапа. Он предполагает увеличение провозной способности до 210 миллионов тонн к 2030 году и до 270 миллионов тонн – к 2032 году.
С середины лета количество контейнеров с грузами, которые задерживаются в портах, уменьшилось в 15 раз – с более 1,5 тысячи, до менее 100, сообщил «РИА Новости» глава минвостокразвития РФ Алексей Чекунков.
Проблема и дилемма
Переориентация российской внешней торговли на Восток обострила проблему логистики. Узким местом является Восточный полигон – железнодорожная сеть Восточной Сибири и Дальневосточного федерального округа общей протяженностью свыше 17 тысяч километров с главными нитками – БАМом и Транссибом.
Аналогичный контейнерный кризис сложился осенью 2022 года. Тогда РЖД выделили три дополнительных контейнерных поезда в сутки для его разрешения. Текущая ситуация менее резонансна, но более сложна. Помимо увеличения российского импорта троекратно вырос транзит из Китая в Европу по российским железным дорогам (в основном из-за ограничений судоходства через Суэцкий канал в результате действий хуситов). При этом необходимо сохранять объемы перевозок экспортных товаров, прежде всего, угля.
Угольщики имеют квоты на железнодорожные перевозки. За 9 месяцев 2024 года экспорт российского угля упал на 10% по сравнением с аналогичным периодом прошлого года из-за снижения поставок в западном направлении. По итогам года ожидается снижение экспорта на 6%, добычи – на 3%. Единственным стабильным направлением остается восточное.
РЖД ограничивают поставку платформ на Дальний Восток. При этом в полувагонах, в которых перевозится уголь, обратно везти нечего. В качестве временной меры железнодорожники предлагают перевозку контейнеров в полувагонах. Но это усложняет логистику. Контейнеры перегружаются на платформы на станциях Сибири. Получается два маршрута вместо одного. Стоимость перевозки в Центральную Россию выросла на 20%.
Кроме того, введение дополнительных контейнерных поездов может ограничить экспортные перевозки в восточном направлении. С сентября министерство транспорта РФ и РЖД пытаются разрешить эту дилемму.
Таким образом, за два года мы наблюдаем уже второй логистический кризис главного «бутылочного горлышка» российской транспортной инфраструктуры в условиях стратегического разворота на Восток. С 2022 года российские железнодорожники перевозят в восточном направлении больше грузов, чем в западном.
Оперативные планы РЖД по вывозу контейнеров из портов Дальнего Востока
В январе 2023 года ОАО РЖД сообщало газете «Коммерсант» о готовности вывозить из дальневосточных портов 4,1 тысячи TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в сутки с возможностью увеличения к концу года до 4,5 тысячи TEU. Компания разработала программу по достижению вывоза 6,5 тысячи TEU в сутки. Сроки выполнения планов не уточнялись. По оценкам экспертов такого объема РЖД могли достичь за 2 года.
В сентябре 2024 года среднесуточный объем контейнерных перевозок из портов Дальнего Востока составил 3,69 тысячи TEU. Рост к аналогичному периоду прошлого года – 6,5%.
Стратегические планы по развитию Восточного полигона
В период с 2014 по 2024 год в рамках первых двух этапов проекта по модернизации и расширению Восточного полигона его провозная способность была увеличена с 75 до 180 миллионов тонн.
Весной 2024 года «Российские железные дороги» приступили к реализации 3-го этапа. Он предполагает увеличение провозной способности до 210 миллионов тонн к 2030 году и до 270 миллионов тонн – к 2032 году.
- Иван Молотов
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Транспортный коридор «Север-Юг»: «битва за Индию» разворачивается
Россия хочет удвоить грузопоток по западному маршруту МТК «Север – Юг». Для этого наша страна предложила Азербайджану и Ирану создание единого логистического...
Чугунный поток иссякает: объемы экспорта из РФ падают
Экономика России сталкивается с серьезными вызовами, и один из них – сокращение объемов экспорта чугуна. По прогнозам отраслевого агентства Metals & Mining...
Новейший российский авиационный двигатель уникален — только не годится
Даже если придумаем лучшие в мире авиадвигатели, у нас попросту негде и некому их производить...
Звездный мост свяжет скоростным движением Дальний Восток и Центральную Россию
29 октября в Кемерове открыт мост через реку Томь – ключевой участок Северо-Западного обхода города по федеральной трассе «Сибирь». Четыре полосы движения с...
Идем в серебро: российские производители меняют приоритеты
Полиметаллический холдинг «Селигдар» объявил о запуске нового финансового инструмента – «серебряных» облигаций серии SILV01. Этот выпуск не имеет аналогов на...
Шольц в ярости: Зеленский отдает русским на Донбассе запасы лития
Наступление российский войск шокировало европейских олигархов...
Индийский акцент: новая российская орбитальная станция
В последние годы космическая сфера России претерпевает значительные изменения. Одним из самых амбициозных проектов становится строительство новой российской...
Когда РФ возьмёт месторождение лития, Запад начнёт переговоры уже с Москвой
«Американцам придется искать компромисс, чтобы Россия не национализировала ресурсы, которые они купили у незаконной киевской власти»....
Финны всё? Хельсинки от безысходности открывают границы для россиян
Россия и Финляндия ведут переговоры об открытии границ. Причем открыть их могут уже в конце февраля. В приграничных районах Финляндии ухудшилась экономическая...
Какие мотоциклы предпочитают россияне?
Мотоциклы для многих россиян – это не просто средство передвижения, а настоящая культура, стиль жизни и способ самовыражения. Согласно статистике, за девять...
Завод мечты: Ростех и Китай создают уникальный автозавод в России
Глава Ростеха Чемезов анонсировал совместное строительство новой автомобильной компании между Россией и Китаем...
Одно из крупных предприятий ДНР переходит под контроль заукраинцев
Захват связанными с Украиной собственниками по-прежнему угрожает ООО «Донбаснаббуд» - одной из крупных компаний в ДНР....
Россия на грани экологического коллапса: что угрожает безопасности граждан?
Экологическая ситуация в России вызывает серьёзные опасения. Эксперты встревожены негативным влиянием на качество жизни граждан....
Рынок повел себя непредсказуемо: Лукашенко получил удар в спину от калия
Канада угрожает отобрать рынки сбыта удобрений у России и Белоруссии...
Финляндия закрыта: туристов из РФ не пускают, другие не хотят переплачивать
Финляндия закрывается: туристов из РФ не пускают, другие не хотят переплачивать...
Жёсткие меры против мигрантов: ГД вводят радикальный лимит на аренду жилья
Глава ЛДПР Леонид Слуцкий направил кабмину пакет законопроектов, которые ужесточат правила аренды квартир для мигрантов...