
Дефицит инженерных кадров в России: куда пропали «технари»?
Дефицит инженерных кадров в России давно стал объектом обсуждения. Все, от специалистов по подбору персонала до государственных руководителей, признают, что сложившуюся ситуацию надо менять. Как же так получилось, что выпускники инженерных факультетов не могут насытить рынок, и как на изменение этой ситуации могут повлиять бизнес и государство? Ответы на эти вопросы предлагает изданию Forbes Алексей Бельский, основатель и генеральный директор инженерной компании «Уралэнерготел».
Размытые границы: кто такой инженер?
На современном рынке труда понятия «инженер» и «специалист» зачастую смешиваются. Инженер – это не просто специалист, это мастер изменений, который создает и совершенствует системы, устройства и оборудование. Инженеры занимаются анализом, разработкой и расчетами, управляют командами и контролируют соответствие результатов требованиям проектов.
Специалист же – это мастер процесса, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной отрасли, который реализует проектные задачи. Однако размытость этих понятий приводит к путанице не только в головах работодателей, но и в системе образования. Выпускники колледжей сами часто не могут определить, являются ли они инженерами или нет.
Сегодня можно наблюдать странные запросы на рынке труда, когда работодатель требует высшее образование даже для процесса «электромонтера». Для чего рабочей профессии требуются такие же формальные знания, как и для инженера-конструктора? Это однозначно указывает на необходимость пересмотра подходов к кадрам.
Потребности рынка и искаженная реальность
Когда речь идет о проблемах на рынке труда, на первый план выходит разрыв между потребностями экономки и уровнем образования. В описаниях вакансий инженеров часто встречаются обязанности, связанные не с проектированием и разработкой, а с эксплуатацией, что подменяет саму суть профессии.
Иностранные компании справляются с этой проблемой путем четкого разделения функций эксплуатации и проектирования. В их структурах эксплуатацией занимаются специалисты среднего звена, а инженеры участвуют только тогда, когда требуется внесение изменений в оборудование. Можно было бы такой же подход адаптировать и в России.
Например, в строительной сфере уже существует разделение функций технического заказчика, который отвечает за надзор и контроль. Если адаптировать такие решения к другим отраслям, можно было бы освободить инженеров от рутинной работы, предоставив им возможность заниматься созданием, развитием и модернизацией.
Кадровый дефицит: статистика неумолима
Существует крепкая связь между образом мышления на рынке труда и фактическими цифрами. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, с 2013 по 2022 год количество инженеров, выпускаемых российскими вузами, снизилось с 43 до 33 человек на каждые 10 тысяч занятых в экономике. Это сокращение показывает, что прежние подходы к подготовке кадров уже не работают.
В мире, где технологии развиваются с учетом новых запросов, выпуск избыточных специалистов, как это делалось в СССР, уже не является решением. Нужен другой подход – более адаптированный и ориентированный на практику.
Как бизнес может изменить ситуацию?
Работа бизнеса крайне важна для решения кадрового дефицита. Компании должны активно участвовать в формировании образовательных программ и стажировок, предлагая студентам реальные проекты и возможности для роста. Инженерные компании могут стать не просто работодателями, а настоящими партнерами для образовательных учреждений.
Алексей Бельский предлагает еще одно решение: внедрение системы наставничества, где опытные инженеры будут делиться своими знаниями с молодыми специалистами. Это не только повысит квалификацию новых кадров, но и обеспечит передачу опытов, что крайне важно в быстро меняющемся мире технологий.
Переосмысленные пути
Статистика Минобрнауки РФ утверждает, что 97% выпускников инженерных специальностей находят работу по специальности. На первый взгляд, впечатляющее достижение. Однако идеальная картина вызывает вопросы. Можно предположить, что эта цифра может быть сильно завышена из-за методов сбора данных. Если выпускников опрашивают сразу после получения диплома, они, конечно, могут заявить о наличии работы по специальности. Но через несколько месяцев многие могут сменить сферу деятельности. Устроившись, к примеру, в инженерную компанию как менеджер по продажам, такой выпускник вполне может оказаться за пределами своей профессиональной области.
Замечания по методике сбора данных
Часто применяется слишком широкая трактовка специальностей, в которую могут входить даже те, чья работа напрямую не связана с инженерией. Такой подход создает иллюзию успешной трудовой интеграции. Не стоит забывать и о том, что дефицит инженеров значителен именно потому, что 3–4 десятилетия назад в эту профессию шли единицы. Например, Алексей Бельский закончил кафедру АСОиУ в Уральском федеральном университете в 2001 году. Из 60 студентов впоследствии по профессии работали лишь 2–3 человека – в основном, ради интереса.
Система образования и реальная производственная практика часто действовали в разных плоскостях. Раньше, когда в экономике было больше кадров с опытом, такие несоответствия могли быть менее заметны. Однако в условиях современных демографических изменений и ускоряющейся эволюции технологий такое бездействие становится все более невыносимым. Если выпускник уходит из профессии, экономика ощущает это гораздо острее, чем сам специалист.
Социальные стереотипы и их влияние
Ситуация усугубляется социальными стереотипами. Профессии, которые можно получить в колледжах или ПТУ, не воспринимаются всерьез, что совершенно напрасно. В нашем обществе временно замирает вера в то, что получение высшего образования – это единственный шаг к успешной карьере. Именно колледжи позволяют быстрее выйти на рынок труда, получая практические навыки.
Давайте подойдем к этому с другой стороны. Если удастся изменить восприятие рабочих профессий и стимулировать студентов выбрать колледжи вместо вузов, это может принести значительные преимущества для российской экономики.
По данным ВШЭ, на начало 2024 года в России обучалось более 1,3 миллиона студентов инженерных специальностей. Предположим, что хотя бы половина из них решила бы поступить в колледж с возможностью повышения квалификации позже. Это составило бы около 650 тысяч специалистов, которые быстрее вышли бы на рынок труда.
Экономическая оценка: потерянные возможности
Разница в сроках обучения между колледжем и вузом составляет от одного до двух лет; возьмем просто полтора года. Если перенаправить половину студентов в колледжи, это дало бы экономике дополнительно 0,975 миллиона человеко-лет. При условии, что человеко-год стоит около 4 миллионов рублей, это эквивалентно колоссальным 3,9 триллиона рублей. Даже если учесть, например, полгода адаптации для новых специалистов, общая сумма останется внушительной.
Тенденция к переосмыслению роли колледжей в образовании должна сопровождаться активной профориентацией. Выход на рынок квалифицированных специалистов – это не просто вопрос актуальности, это вопрос выживания для экономики. Если мы сможем осознать важность и ценность рабочих специальностей, это приведет к лучшему будущему не только для отдельных людей, но и для всей страны в целом. Так давайте же начнем менять восприятие.
Размытые границы: кто такой инженер?
На современном рынке труда понятия «инженер» и «специалист» зачастую смешиваются. Инженер – это не просто специалист, это мастер изменений, который создает и совершенствует системы, устройства и оборудование. Инженеры занимаются анализом, разработкой и расчетами, управляют командами и контролируют соответствие результатов требованиям проектов.
Специалист же – это мастер процесса, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной отрасли, который реализует проектные задачи. Однако размытость этих понятий приводит к путанице не только в головах работодателей, но и в системе образования. Выпускники колледжей сами часто не могут определить, являются ли они инженерами или нет.
Сегодня можно наблюдать странные запросы на рынке труда, когда работодатель требует высшее образование даже для процесса «электромонтера». Для чего рабочей профессии требуются такие же формальные знания, как и для инженера-конструктора? Это однозначно указывает на необходимость пересмотра подходов к кадрам.
Потребности рынка и искаженная реальность
Когда речь идет о проблемах на рынке труда, на первый план выходит разрыв между потребностями экономки и уровнем образования. В описаниях вакансий инженеров часто встречаются обязанности, связанные не с проектированием и разработкой, а с эксплуатацией, что подменяет саму суть профессии.
Иностранные компании справляются с этой проблемой путем четкого разделения функций эксплуатации и проектирования. В их структурах эксплуатацией занимаются специалисты среднего звена, а инженеры участвуют только тогда, когда требуется внесение изменений в оборудование. Можно было бы такой же подход адаптировать и в России.
Например, в строительной сфере уже существует разделение функций технического заказчика, который отвечает за надзор и контроль. Если адаптировать такие решения к другим отраслям, можно было бы освободить инженеров от рутинной работы, предоставив им возможность заниматься созданием, развитием и модернизацией.
Кадровый дефицит: статистика неумолима
Существует крепкая связь между образом мышления на рынке труда и фактическими цифрами. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, с 2013 по 2022 год количество инженеров, выпускаемых российскими вузами, снизилось с 43 до 33 человек на каждые 10 тысяч занятых в экономике. Это сокращение показывает, что прежние подходы к подготовке кадров уже не работают.
В мире, где технологии развиваются с учетом новых запросов, выпуск избыточных специалистов, как это делалось в СССР, уже не является решением. Нужен другой подход – более адаптированный и ориентированный на практику.
Как бизнес может изменить ситуацию?
Работа бизнеса крайне важна для решения кадрового дефицита. Компании должны активно участвовать в формировании образовательных программ и стажировок, предлагая студентам реальные проекты и возможности для роста. Инженерные компании могут стать не просто работодателями, а настоящими партнерами для образовательных учреждений.
Алексей Бельский предлагает еще одно решение: внедрение системы наставничества, где опытные инженеры будут делиться своими знаниями с молодыми специалистами. Это не только повысит квалификацию новых кадров, но и обеспечит передачу опытов, что крайне важно в быстро меняющемся мире технологий.
Переосмысленные пути
Статистика Минобрнауки РФ утверждает, что 97% выпускников инженерных специальностей находят работу по специальности. На первый взгляд, впечатляющее достижение. Однако идеальная картина вызывает вопросы. Можно предположить, что эта цифра может быть сильно завышена из-за методов сбора данных. Если выпускников опрашивают сразу после получения диплома, они, конечно, могут заявить о наличии работы по специальности. Но через несколько месяцев многие могут сменить сферу деятельности. Устроившись, к примеру, в инженерную компанию как менеджер по продажам, такой выпускник вполне может оказаться за пределами своей профессиональной области.
Замечания по методике сбора данных
Часто применяется слишком широкая трактовка специальностей, в которую могут входить даже те, чья работа напрямую не связана с инженерией. Такой подход создает иллюзию успешной трудовой интеграции. Не стоит забывать и о том, что дефицит инженеров значителен именно потому, что 3–4 десятилетия назад в эту профессию шли единицы. Например, Алексей Бельский закончил кафедру АСОиУ в Уральском федеральном университете в 2001 году. Из 60 студентов впоследствии по профессии работали лишь 2–3 человека – в основном, ради интереса.
Система образования и реальная производственная практика часто действовали в разных плоскостях. Раньше, когда в экономике было больше кадров с опытом, такие несоответствия могли быть менее заметны. Однако в условиях современных демографических изменений и ускоряющейся эволюции технологий такое бездействие становится все более невыносимым. Если выпускник уходит из профессии, экономика ощущает это гораздо острее, чем сам специалист.
Социальные стереотипы и их влияние
Ситуация усугубляется социальными стереотипами. Профессии, которые можно получить в колледжах или ПТУ, не воспринимаются всерьез, что совершенно напрасно. В нашем обществе временно замирает вера в то, что получение высшего образования – это единственный шаг к успешной карьере. Именно колледжи позволяют быстрее выйти на рынок труда, получая практические навыки.
Давайте подойдем к этому с другой стороны. Если удастся изменить восприятие рабочих профессий и стимулировать студентов выбрать колледжи вместо вузов, это может принести значительные преимущества для российской экономики.
По данным ВШЭ, на начало 2024 года в России обучалось более 1,3 миллиона студентов инженерных специальностей. Предположим, что хотя бы половина из них решила бы поступить в колледж с возможностью повышения квалификации позже. Это составило бы около 650 тысяч специалистов, которые быстрее вышли бы на рынок труда.
Экономическая оценка: потерянные возможности
Разница в сроках обучения между колледжем и вузом составляет от одного до двух лет; возьмем просто полтора года. Если перенаправить половину студентов в колледжи, это дало бы экономике дополнительно 0,975 миллиона человеко-лет. При условии, что человеко-год стоит около 4 миллионов рублей, это эквивалентно колоссальным 3,9 триллиона рублей. Даже если учесть, например, полгода адаптации для новых специалистов, общая сумма останется внушительной.
Тенденция к переосмыслению роли колледжей в образовании должна сопровождаться активной профориентацией. Выход на рынок квалифицированных специалистов – это не просто вопрос актуальности, это вопрос выживания для экономики. Если мы сможем осознать важность и ценность рабочих специальностей, это приведет к лучшему будущему не только для отдельных людей, но и для всей страны в целом. Так давайте же начнем менять восприятие.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
В небо впервые взлетел опытный самолет «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8. Создание уже второго авиационного двигателя пятого поколения поднимает...

России нечем заменить советские электростанции
Россия испытывает трудности в процессе замены устаревших советских электростанций и создании новых мощностей. В условиях нехватки высокотехнологичного...

Страны БРИКС и ЕАЭС продолжат создавать независимую платежную инфраструктуру
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) продемонстрировал в 2024 году хорошие результаты экономического развития. Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП)...

Российские ученые разработали станок с ЧПУ
Сотрудники Новосибирского технического университета (НГТУ НЭТИ) разработали станок с числовым управлением (ЧПУ), функционал которого позволяет объединять...

Новую установку для производства чипов создали в России
В Российской Федерации создали оборудование для производства чипов на кремниевых пластинах диаметром 300 миллиметров. Новый комплекс представляет собой...

Парламентарии попросили Счетную палату проверить Эльвиру Набиуллину
Комитет Государственной думы по контролю внес в постановление о работе Счетной палаты неожиданное поручение: проверить Центральный банк России, сообщает...

Олигархи получат всё
18 марта прошёл очередной съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, именуемого в простонародье профсоюзом олигархов. На мероприятии выступил...

Дефицит инженерных кадров в России: куда пропали «технари»?
Дефицит инженерных кадров в России давно стал объектом обсуждения. Все, от специалистов по подбору персонала до государственных руководителей, признают, что...

В РФ хотят запретить добычу золота под видом геологоразведки
Министерство финансов Российской Федерации выдвинуло инициативу, направленную на борьбу с незаконной добычей золота. Согласно новому законопроекту, добыча...

«Суперавто» спасёт умирающий АвтоВАЗ от банкротства
Банки душат автокредитование — и их нельзя за это упрекать...

Новая жизнь «Северного потока – 2»: СМИ раскрыли планы США и РФ по сделке
СМИ раскрыли планы передать под контроль США «Северный поток – 2» для поставок газа из РФ в ФРГ. В Германии одобрили проект....

В Госдуме хотят сделать жизнь наших пенсионеров, как в Средней Азии
Кроме самопиара накануне предвыборного сезона слугам народа заняться больше нечем?...

Киевский режим и его партнёры открыто грабят Белоруссию
Скорость, с которой в последние месяцы ведётся продажа украденных у Белоруссии и России активов, говорит об осознании украинским чиновниками грядущего краха...

Аутлет обошелся финнам в 50 млн евро, теперь его не продать и за 70 тыс
Аутлет, построенный на границе с Россией, из-за глупости властей Суоми оказался никому не нужен...

«Профсоюз олигархов» положил глаз на банковские вклады россиян
Имущий класс стремится закрепить свои права на остатки государственных «заводов и пароходов»...

Железнодорожные грузоперевозки в России набирают скорость
По итогам февраля 2025 года количество грузовых вагонов на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) достигло внушительных 1,39 миллиона. В интервью изданию...