Дефицит инженерных кадров в России: куда пропали «технари»?
Дефицит инженерных кадров в России давно стал объектом обсуждения. Все, от специалистов по подбору персонала до государственных руководителей, признают, что сложившуюся ситуацию надо менять. Как же так получилось, что выпускники инженерных факультетов не могут насытить рынок, и как на изменение этой ситуации могут повлиять бизнес и государство? Ответы на эти вопросы предлагает изданию Forbes Алексей Бельский, основатель и генеральный директор инженерной компании «Уралэнерготел».
Размытые границы: кто такой инженер?
На современном рынке труда понятия «инженер» и «специалист» зачастую смешиваются. Инженер – это не просто специалист, это мастер изменений, который создает и совершенствует системы, устройства и оборудование. Инженеры занимаются анализом, разработкой и расчетами, управляют командами и контролируют соответствие результатов требованиям проектов.
Специалист же – это мастер процесса, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной отрасли, который реализует проектные задачи. Однако размытость этих понятий приводит к путанице не только в головах работодателей, но и в системе образования. Выпускники колледжей сами часто не могут определить, являются ли они инженерами или нет.
Сегодня можно наблюдать странные запросы на рынке труда, когда работодатель требует высшее образование даже для процесса «электромонтера». Для чего рабочей профессии требуются такие же формальные знания, как и для инженера-конструктора? Это однозначно указывает на необходимость пересмотра подходов к кадрам.
Потребности рынка и искаженная реальность
Когда речь идет о проблемах на рынке труда, на первый план выходит разрыв между потребностями экономки и уровнем образования. В описаниях вакансий инженеров часто встречаются обязанности, связанные не с проектированием и разработкой, а с эксплуатацией, что подменяет саму суть профессии.
Иностранные компании справляются с этой проблемой путем четкого разделения функций эксплуатации и проектирования. В их структурах эксплуатацией занимаются специалисты среднего звена, а инженеры участвуют только тогда, когда требуется внесение изменений в оборудование. Можно было бы такой же подход адаптировать и в России.
Например, в строительной сфере уже существует разделение функций технического заказчика, который отвечает за надзор и контроль. Если адаптировать такие решения к другим отраслям, можно было бы освободить инженеров от рутинной работы, предоставив им возможность заниматься созданием, развитием и модернизацией.
Кадровый дефицит: статистика неумолима
Существует крепкая связь между образом мышления на рынке труда и фактическими цифрами. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, с 2013 по 2022 год количество инженеров, выпускаемых российскими вузами, снизилось с 43 до 33 человек на каждые 10 тысяч занятых в экономике. Это сокращение показывает, что прежние подходы к подготовке кадров уже не работают.
В мире, где технологии развиваются с учетом новых запросов, выпуск избыточных специалистов, как это делалось в СССР, уже не является решением. Нужен другой подход – более адаптированный и ориентированный на практику.
Как бизнес может изменить ситуацию?
Работа бизнеса крайне важна для решения кадрового дефицита. Компании должны активно участвовать в формировании образовательных программ и стажировок, предлагая студентам реальные проекты и возможности для роста. Инженерные компании могут стать не просто работодателями, а настоящими партнерами для образовательных учреждений.
Алексей Бельский предлагает еще одно решение: внедрение системы наставничества, где опытные инженеры будут делиться своими знаниями с молодыми специалистами. Это не только повысит квалификацию новых кадров, но и обеспечит передачу опытов, что крайне важно в быстро меняющемся мире технологий.
Переосмысленные пути
Статистика Минобрнауки РФ утверждает, что 97% выпускников инженерных специальностей находят работу по специальности. На первый взгляд, впечатляющее достижение. Однако идеальная картина вызывает вопросы. Можно предположить, что эта цифра может быть сильно завышена из-за методов сбора данных. Если выпускников опрашивают сразу после получения диплома, они, конечно, могут заявить о наличии работы по специальности. Но через несколько месяцев многие могут сменить сферу деятельности. Устроившись, к примеру, в инженерную компанию как менеджер по продажам, такой выпускник вполне может оказаться за пределами своей профессиональной области.
Замечания по методике сбора данных
Часто применяется слишком широкая трактовка специальностей, в которую могут входить даже те, чья работа напрямую не связана с инженерией. Такой подход создает иллюзию успешной трудовой интеграции. Не стоит забывать и о том, что дефицит инженеров значителен именно потому, что 3–4 десятилетия назад в эту профессию шли единицы. Например, Алексей Бельский закончил кафедру АСОиУ в Уральском федеральном университете в 2001 году. Из 60 студентов впоследствии по профессии работали лишь 2–3 человека – в основном, ради интереса.
Система образования и реальная производственная практика часто действовали в разных плоскостях. Раньше, когда в экономике было больше кадров с опытом, такие несоответствия могли быть менее заметны. Однако в условиях современных демографических изменений и ускоряющейся эволюции технологий такое бездействие становится все более невыносимым. Если выпускник уходит из профессии, экономика ощущает это гораздо острее, чем сам специалист.
Социальные стереотипы и их влияние
Ситуация усугубляется социальными стереотипами. Профессии, которые можно получить в колледжах или ПТУ, не воспринимаются всерьез, что совершенно напрасно. В нашем обществе временно замирает вера в то, что получение высшего образования – это единственный шаг к успешной карьере. Именно колледжи позволяют быстрее выйти на рынок труда, получая практические навыки.
Давайте подойдем к этому с другой стороны. Если удастся изменить восприятие рабочих профессий и стимулировать студентов выбрать колледжи вместо вузов, это может принести значительные преимущества для российской экономики.
По данным ВШЭ, на начало 2024 года в России обучалось более 1,3 миллиона студентов инженерных специальностей. Предположим, что хотя бы половина из них решила бы поступить в колледж с возможностью повышения квалификации позже. Это составило бы около 650 тысяч специалистов, которые быстрее вышли бы на рынок труда.
Экономическая оценка: потерянные возможности
Разница в сроках обучения между колледжем и вузом составляет от одного до двух лет; возьмем просто полтора года. Если перенаправить половину студентов в колледжи, это дало бы экономике дополнительно 0,975 миллиона человеко-лет. При условии, что человеко-год стоит около 4 миллионов рублей, это эквивалентно колоссальным 3,9 триллиона рублей. Даже если учесть, например, полгода адаптации для новых специалистов, общая сумма останется внушительной.
Тенденция к переосмыслению роли колледжей в образовании должна сопровождаться активной профориентацией. Выход на рынок квалифицированных специалистов – это не просто вопрос актуальности, это вопрос выживания для экономики. Если мы сможем осознать важность и ценность рабочих специальностей, это приведет к лучшему будущему не только для отдельных людей, но и для всей страны в целом. Так давайте же начнем менять восприятие.
Размытые границы: кто такой инженер?
На современном рынке труда понятия «инженер» и «специалист» зачастую смешиваются. Инженер – это не просто специалист, это мастер изменений, который создает и совершенствует системы, устройства и оборудование. Инженеры занимаются анализом, разработкой и расчетами, управляют командами и контролируют соответствие результатов требованиям проектов.
Специалист же – это мастер процесса, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной отрасли, который реализует проектные задачи. Однако размытость этих понятий приводит к путанице не только в головах работодателей, но и в системе образования. Выпускники колледжей сами часто не могут определить, являются ли они инженерами или нет.
Сегодня можно наблюдать странные запросы на рынке труда, когда работодатель требует высшее образование даже для процесса «электромонтера». Для чего рабочей профессии требуются такие же формальные знания, как и для инженера-конструктора? Это однозначно указывает на необходимость пересмотра подходов к кадрам.
Потребности рынка и искаженная реальность
Когда речь идет о проблемах на рынке труда, на первый план выходит разрыв между потребностями экономки и уровнем образования. В описаниях вакансий инженеров часто встречаются обязанности, связанные не с проектированием и разработкой, а с эксплуатацией, что подменяет саму суть профессии.
Иностранные компании справляются с этой проблемой путем четкого разделения функций эксплуатации и проектирования. В их структурах эксплуатацией занимаются специалисты среднего звена, а инженеры участвуют только тогда, когда требуется внесение изменений в оборудование. Можно было бы такой же подход адаптировать и в России.
Например, в строительной сфере уже существует разделение функций технического заказчика, который отвечает за надзор и контроль. Если адаптировать такие решения к другим отраслям, можно было бы освободить инженеров от рутинной работы, предоставив им возможность заниматься созданием, развитием и модернизацией.
Кадровый дефицит: статистика неумолима
Существует крепкая связь между образом мышления на рынке труда и фактическими цифрами. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, с 2013 по 2022 год количество инженеров, выпускаемых российскими вузами, снизилось с 43 до 33 человек на каждые 10 тысяч занятых в экономике. Это сокращение показывает, что прежние подходы к подготовке кадров уже не работают.
В мире, где технологии развиваются с учетом новых запросов, выпуск избыточных специалистов, как это делалось в СССР, уже не является решением. Нужен другой подход – более адаптированный и ориентированный на практику.
Как бизнес может изменить ситуацию?
Работа бизнеса крайне важна для решения кадрового дефицита. Компании должны активно участвовать в формировании образовательных программ и стажировок, предлагая студентам реальные проекты и возможности для роста. Инженерные компании могут стать не просто работодателями, а настоящими партнерами для образовательных учреждений.
Алексей Бельский предлагает еще одно решение: внедрение системы наставничества, где опытные инженеры будут делиться своими знаниями с молодыми специалистами. Это не только повысит квалификацию новых кадров, но и обеспечит передачу опытов, что крайне важно в быстро меняющемся мире технологий.
Переосмысленные пути
Статистика Минобрнауки РФ утверждает, что 97% выпускников инженерных специальностей находят работу по специальности. На первый взгляд, впечатляющее достижение. Однако идеальная картина вызывает вопросы. Можно предположить, что эта цифра может быть сильно завышена из-за методов сбора данных. Если выпускников опрашивают сразу после получения диплома, они, конечно, могут заявить о наличии работы по специальности. Но через несколько месяцев многие могут сменить сферу деятельности. Устроившись, к примеру, в инженерную компанию как менеджер по продажам, такой выпускник вполне может оказаться за пределами своей профессиональной области.
Замечания по методике сбора данных
Часто применяется слишком широкая трактовка специальностей, в которую могут входить даже те, чья работа напрямую не связана с инженерией. Такой подход создает иллюзию успешной трудовой интеграции. Не стоит забывать и о том, что дефицит инженеров значителен именно потому, что 3–4 десятилетия назад в эту профессию шли единицы. Например, Алексей Бельский закончил кафедру АСОиУ в Уральском федеральном университете в 2001 году. Из 60 студентов впоследствии по профессии работали лишь 2–3 человека – в основном, ради интереса.
Система образования и реальная производственная практика часто действовали в разных плоскостях. Раньше, когда в экономике было больше кадров с опытом, такие несоответствия могли быть менее заметны. Однако в условиях современных демографических изменений и ускоряющейся эволюции технологий такое бездействие становится все более невыносимым. Если выпускник уходит из профессии, экономика ощущает это гораздо острее, чем сам специалист.
Социальные стереотипы и их влияние
Ситуация усугубляется социальными стереотипами. Профессии, которые можно получить в колледжах или ПТУ, не воспринимаются всерьез, что совершенно напрасно. В нашем обществе временно замирает вера в то, что получение высшего образования – это единственный шаг к успешной карьере. Именно колледжи позволяют быстрее выйти на рынок труда, получая практические навыки.
Давайте подойдем к этому с другой стороны. Если удастся изменить восприятие рабочих профессий и стимулировать студентов выбрать колледжи вместо вузов, это может принести значительные преимущества для российской экономики.
По данным ВШЭ, на начало 2024 года в России обучалось более 1,3 миллиона студентов инженерных специальностей. Предположим, что хотя бы половина из них решила бы поступить в колледж с возможностью повышения квалификации позже. Это составило бы около 650 тысяч специалистов, которые быстрее вышли бы на рынок труда.
Экономическая оценка: потерянные возможности
Разница в сроках обучения между колледжем и вузом составляет от одного до двух лет; возьмем просто полтора года. Если перенаправить половину студентов в колледжи, это дало бы экономике дополнительно 0,975 миллиона человеко-лет. При условии, что человеко-год стоит около 4 миллионов рублей, это эквивалентно колоссальным 3,9 триллиона рублей. Даже если учесть, например, полгода адаптации для новых специалистов, общая сумма останется внушительной.
Тенденция к переосмыслению роли колледжей в образовании должна сопровождаться активной профориентацией. Выход на рынок квалифицированных специалистов – это не просто вопрос актуальности, это вопрос выживания для экономики. Если мы сможем осознать важность и ценность рабочих специальностей, это приведет к лучшему будущему не только для отдельных людей, но и для всей страны в целом. Так давайте же начнем менять восприятие.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Огромный долг: Москва приказывает РЖД продать недавно купленный роскошный небоскреб
Для погашения долга все средства хороши, особенно из свежих активов супергиганта....
Неподъемный дизель: Дунайские порты отрезали от Украины
Украинские националисты не долго радовались топливному кризису в России – получили свой, гораздо более сильный....
США сняли санкции с компаний, поставлявших РФ оборудование для военных нужд
Российско-американские договоренности, выходящие за пределы украинского кейса, начинают понемногу воплощаться....
Новый год без бутылки: в России вводят полный запрет на алкоголь
Новогодние каникулы в России стартовали с жёстких ограничений: в регионах полностью запретили продажу алкоголя в магазинах...
Абрамович не хотел помогать СВО – теперь заплатит больше
Пророчество Путина сбывается на наших глазах. Президент еще более 20 лет назад предупреждал толстосумов, что нужно вывести деньги из офшоров и инвестировать в...
После слов Путина о штрафах «короли стройки» впали в депрессию
Застройщикам придется поторопиться с выдачей квартир в новостройках, но 20−30% из них все равно ждет банкротство...
Китай добил молочную промышленность ЕС налогом в 42%
Этот шаг усиливает и без того напряженные торговые отношения между Брюсселем и Пекином....
Секретности конец: РФ и КНР бустят торговлю СПГ
Пекин делает шаг вперед в определении своей геополитической позиции....
Россия завалила Великобританию американскими сладостями
Хитрая схема работает очень стабильно, так что справиться с ней британские чиновники не могут....
Москва не получит доход от нефтегаза в 2026 году
Диверсификация экономики идет очень медленно, хотя подстраховаться не мешало бы в сложившихся обстоятельствах....
ВСУ впервые атаковали российский танкер в Средиземном море
Киев не успокаивается и продолжает проявлять агрессию далеко за пределами Украины и зоны конфликта....
«Покрамсать» вузы: в РФ запланировали жёсткую оптимизацию высшей школы
В России урежут количество мест и образовательные программы вузов. Министр Фальков раскрыл планы по жёсткой оптимизации...
«Недосмотрели» – Бабаков о том, почему не вывели деньги с Запада перед СВО
Вице-спикер Госдумы не смог дать вразумительного ответа, почему Россия заранее не вывела активы из западных банков перед началом СВО....
Российская армия добралась до АЭС на Западной Украине: три области выключили
Российская армия продолжает ответные удары по энергосистеме Украины. 23 декабря почти полностью обесточенными оказались три области на Западной Украине, где...
Армения отправила 8 млн литров коньяка, в Россию въехало 30 млн литров
По поводу фальсификатов интересные вопросы возникают даже к крупным торговым сетям...
ЕС делает рождественский подарок главному конкуренту – китайскому автопрому
Европейским автопроизводителям приходится конкурировать на глобальном уровне, но они рискуют оказаться вытесненными с рынка, поскольку развивающиеся рынки...