
Машиностроительный комплекс России сохраняет динамику роста
Машиностроители стали главными драйверами экономического роста последних двух лет. За 9 месяцев 2024 года годовой темп прироста составил 20%. При этом в сентябре он достиг 23,8% по сравнению с 11,6% в августе.
Со времен сталинской индустриализации отечественная экономика не знала столь масштабных структурных преображений. Однако в большинстве быстрорастущих перерабатывающих отраслей обнаружились внутренние ограничители. При этом весь наш состав неумолимо движется к тупику исчерпания внутренних рыночных емкостей.
Сегодня у нас две новости – хорошая и плохая. Завершим же мы позитивом.
Динамика отраслей машиностроительного комплекса
Высокие темпы роста в машиностроении мы наблюдаем с начала 2023 года. По итогом прошлого года и первого полугодия 2024 года он превысил 20%. Эксперты прогнозировали годовой показатель на уровне 10%, но по итогам 9 месяцев комплекс сохраняет динамику в 20%.
Лидером роста стала электроника. По данным Минэкономразвития РФ производство компьютеров, электронных и оптических изделий с января по сентябрь 2024 года выросло на 32,6%. (в 2022 году – на 10%; в 2023 году – на 32,8%) в годовом выражении.
Транспортное машиностроение – прочие транспортные средства и оборудование (кроме автотранспорта) прибавили 27,3% в годовом измерении.
Автомобильная промышленность (автотранспортные средства, прицепы и полуприцепы) прибавила 19,4%, производство электрооборудования – 6,4%.
При этом машины и оборудование, не включенные в другие группировки, показали отрицательную динамику – (-3,4%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Авиастроение выросло на 13,4% (данные «Объединенной авиастроительной корпорации»), производство гражданских судов по итогам 2024 года увеличится до 110 единиц (45 – в 2022 году, 108 – в 2023 году).
По данным премьер-министра РФ Михаила Мишустина, с начала года темпы роста производства в робототехнике составили более 50%. Государство субсидирует промышленным покупателям скидку до 50% на приобретение российских роботов.
Ключевые проблемы машиностроения
Эксперты выделяют три основных ограничения развития комплекса: кадры, станки и НИОКР (технологии).
1. Кадровый дефицит
Вопрос кадрового дефицита и деградации системы подготовки квалифицированных рабочих актуален для всех развивающихся перерабатывающих отраслей отечественной промышленности. В машиностроении ситуация наиболее критична. В этих условиях эффективным выходом является развитие института наставничества, о чем мы писали в статье «Наставничество может спасти российскую промышленность от кадрового голода».
Однако не менее важной проблемой наряду с восстановлением системы профессионального образования является вопрос мотивации молодежи, которая не хочет идти на заводы. Даже если ты высококлассный сварщик на верфи с зарплатой в 200 тысяч рублей, для многих представителей молодого поколения это «не комильфо».
Возможно, стоит заняться изменением информационного поля: чтобы не объяснять с порога каждой девушке, что сварщик или оператор ЧПУ – это тоже важно (полезный совет: можно зайти с «интеллектуальной версии», что рост зарплат людей труда в нашей стране – главный проинфляционный фактор).
2. Рост цен и очередь на отечественные станки
Недостаток в стране станкостроительных мощностей приводит к стремительному росту цен и очереди на заказы в 1,5 года. Об этом мы писали в статье «Станкостроение России третий год растет двузначными темпами». Удорожание станкостроительной продукции приводит, в свою очередь, к снижению качества обновляемых производственных фондов в машиностроении: предприятия стремятся закупать все более дешевые приемлемые модели.
3. НИОКР
Ключевой стратегической проблемой многих отраслей машиностроительного комплекса является НИОКР и инвестиции в них. На преодоление отставания в отдельных секторах уйдут десятилетия. Характерный пример – станкостроение: статистику, свидетельствующую о тотальной утрате научного потенциала в отрасли, мы приводим в том же материале.
Государству необходимо стимулировать инвестиции в НИОКР на уровне предприятий максимальными преференциями в области налогообложения и развитием целевого льготного кредитования (субсидирования ставок). Это ключевой элемент структурной политики, без которого достижение «технологического суверенитета» может остаться лишь на бумаге.
Налоговые стимулы
В продолжение темы структурной политики также важно снизить налоги на фонд оплаты труда для перерабатывающих отраслей. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доля расходов на оплату труда в себестоимости. Высокие налоги на зарплату убивают высокотехнологичный бизнес. Нужен дифференцированный отраслевой подход. Впрочем, это касается всей налоговой системы России, которая от рождения имеет множество структурных проблем, но не является безнадежной.
Отраслевые особенности
В дополнение ко всему в каждой отрасли после разрыва хозяйственных связей с западным сегментом глобального рынка образовались свои узкие места. В станкостроении и автомобилестроении это комплектующие, в авиастроении – материалы, в электронике – чипы. Хотя с другой стороны, это и непаханое поле для бизнеса, но возвращаемся к пункту №3: доступ к технологиям и НИОКР – это инвестиции и время.
Рыночные возможности
Главная прелесть импортозамещения заключается в том, что оно кажется непаханым полем только на первый взгляд. Достаточно посмотреть на рынок станкостроения, где выбывшую западную продукцию активно замещает китайская. Рынок и маркетинг так устроены, что любой сильный игрок, зайдя на рынок, свою долю уже не отдаст. Поэтому так важно развитие внутреннего рынка. А иначе все, приехали.
Стратегическое развитие внутреннего рынка
Основную часть совокупного спроса составляет потребительский спрос. Его и надо развивать. Курс на «экономику высоких зарплат» как раз про это. Кроме того, высокие зарплаты приводят к дифференциации спроса. Люди начинают покупать больше дорогой и сложной продукции и стимулируют развитие соответствующих производств с высокой добавленной стоимостью. Выше добавленная стоимость – выше зарплаты. Растет спрос на промышленную продукцию. Научная матчасть здесь: «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».
Причем, это никак не противоречит борьбе с инфляцией в рамках регулирования краткосрочных и среднесрочных циклов. При стимулирующей фазе цикла она в любом случае будет расти. Денежно-кредитная и фискальная политика – это тактические инструменты. Долгосрочный рост доходов населения – стратегическая цель.
Развитие экспорта и внешних рынков
В первую очередь, нужно оптимизировать ЕАЭС в части трансграничного движения капитала и услуг (товары там движутся свободно, без таможенных тарифов). Во-вторых, интегрировать в Союз все ближнее зарубежье, по возможности. Это 140 миллионов человек. ЕАЭС – фактически наш внутренний рынок. Распространять на него свои программы развития спроса.
Дальнейшие развитие внешних рынков – это проекты Большой Евразии и БРИКС, но это отдельная тема.
Интеграцией ЕАЭС у нас занимается Академик РАН Сергей Глазьев в соответствии с разработанной им же стратегией. В ближайших публикациях мы изложим вам ее суть.
Со времен сталинской индустриализации отечественная экономика не знала столь масштабных структурных преображений. Однако в большинстве быстрорастущих перерабатывающих отраслей обнаружились внутренние ограничители. При этом весь наш состав неумолимо движется к тупику исчерпания внутренних рыночных емкостей.
Сегодня у нас две новости – хорошая и плохая. Завершим же мы позитивом.
Динамика отраслей машиностроительного комплекса
Высокие темпы роста в машиностроении мы наблюдаем с начала 2023 года. По итогом прошлого года и первого полугодия 2024 года он превысил 20%. Эксперты прогнозировали годовой показатель на уровне 10%, но по итогам 9 месяцев комплекс сохраняет динамику в 20%.
Лидером роста стала электроника. По данным Минэкономразвития РФ производство компьютеров, электронных и оптических изделий с января по сентябрь 2024 года выросло на 32,6%. (в 2022 году – на 10%; в 2023 году – на 32,8%) в годовом выражении.
Транспортное машиностроение – прочие транспортные средства и оборудование (кроме автотранспорта) прибавили 27,3% в годовом измерении.
Автомобильная промышленность (автотранспортные средства, прицепы и полуприцепы) прибавила 19,4%, производство электрооборудования – 6,4%.
При этом машины и оборудование, не включенные в другие группировки, показали отрицательную динамику – (-3,4%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Авиастроение выросло на 13,4% (данные «Объединенной авиастроительной корпорации»), производство гражданских судов по итогам 2024 года увеличится до 110 единиц (45 – в 2022 году, 108 – в 2023 году).
По данным премьер-министра РФ Михаила Мишустина, с начала года темпы роста производства в робототехнике составили более 50%. Государство субсидирует промышленным покупателям скидку до 50% на приобретение российских роботов.
Ключевые проблемы машиностроения
Эксперты выделяют три основных ограничения развития комплекса: кадры, станки и НИОКР (технологии).
1. Кадровый дефицит
Вопрос кадрового дефицита и деградации системы подготовки квалифицированных рабочих актуален для всех развивающихся перерабатывающих отраслей отечественной промышленности. В машиностроении ситуация наиболее критична. В этих условиях эффективным выходом является развитие института наставничества, о чем мы писали в статье «Наставничество может спасти российскую промышленность от кадрового голода».
Однако не менее важной проблемой наряду с восстановлением системы профессионального образования является вопрос мотивации молодежи, которая не хочет идти на заводы. Даже если ты высококлассный сварщик на верфи с зарплатой в 200 тысяч рублей, для многих представителей молодого поколения это «не комильфо».
Возможно, стоит заняться изменением информационного поля: чтобы не объяснять с порога каждой девушке, что сварщик или оператор ЧПУ – это тоже важно (полезный совет: можно зайти с «интеллектуальной версии», что рост зарплат людей труда в нашей стране – главный проинфляционный фактор).
2. Рост цен и очередь на отечественные станки
Недостаток в стране станкостроительных мощностей приводит к стремительному росту цен и очереди на заказы в 1,5 года. Об этом мы писали в статье «Станкостроение России третий год растет двузначными темпами». Удорожание станкостроительной продукции приводит, в свою очередь, к снижению качества обновляемых производственных фондов в машиностроении: предприятия стремятся закупать все более дешевые приемлемые модели.
3. НИОКР
Ключевой стратегической проблемой многих отраслей машиностроительного комплекса является НИОКР и инвестиции в них. На преодоление отставания в отдельных секторах уйдут десятилетия. Характерный пример – станкостроение: статистику, свидетельствующую о тотальной утрате научного потенциала в отрасли, мы приводим в том же материале.
Государству необходимо стимулировать инвестиции в НИОКР на уровне предприятий максимальными преференциями в области налогообложения и развитием целевого льготного кредитования (субсидирования ставок). Это ключевой элемент структурной политики, без которого достижение «технологического суверенитета» может остаться лишь на бумаге.
Налоговые стимулы
В продолжение темы структурной политики также важно снизить налоги на фонд оплаты труда для перерабатывающих отраслей. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доля расходов на оплату труда в себестоимости. Высокие налоги на зарплату убивают высокотехнологичный бизнес. Нужен дифференцированный отраслевой подход. Впрочем, это касается всей налоговой системы России, которая от рождения имеет множество структурных проблем, но не является безнадежной.
Отраслевые особенности
В дополнение ко всему в каждой отрасли после разрыва хозяйственных связей с западным сегментом глобального рынка образовались свои узкие места. В станкостроении и автомобилестроении это комплектующие, в авиастроении – материалы, в электронике – чипы. Хотя с другой стороны, это и непаханое поле для бизнеса, но возвращаемся к пункту №3: доступ к технологиям и НИОКР – это инвестиции и время.
Рыночные возможности
Главная прелесть импортозамещения заключается в том, что оно кажется непаханым полем только на первый взгляд. Достаточно посмотреть на рынок станкостроения, где выбывшую западную продукцию активно замещает китайская. Рынок и маркетинг так устроены, что любой сильный игрок, зайдя на рынок, свою долю уже не отдаст. Поэтому так важно развитие внутреннего рынка. А иначе все, приехали.
Стратегическое развитие внутреннего рынка
Основную часть совокупного спроса составляет потребительский спрос. Его и надо развивать. Курс на «экономику высоких зарплат» как раз про это. Кроме того, высокие зарплаты приводят к дифференциации спроса. Люди начинают покупать больше дорогой и сложной продукции и стимулируют развитие соответствующих производств с высокой добавленной стоимостью. Выше добавленная стоимость – выше зарплаты. Растет спрос на промышленную продукцию. Научная матчасть здесь: «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».
Причем, это никак не противоречит борьбе с инфляцией в рамках регулирования краткосрочных и среднесрочных циклов. При стимулирующей фазе цикла она в любом случае будет расти. Денежно-кредитная и фискальная политика – это тактические инструменты. Долгосрочный рост доходов населения – стратегическая цель.
Развитие экспорта и внешних рынков
В первую очередь, нужно оптимизировать ЕАЭС в части трансграничного движения капитала и услуг (товары там движутся свободно, без таможенных тарифов). Во-вторых, интегрировать в Союз все ближнее зарубежье, по возможности. Это 140 миллионов человек. ЕАЭС – фактически наш внутренний рынок. Распространять на него свои программы развития спроса.
Дальнейшие развитие внешних рынков – это проекты Большой Евразии и БРИКС, но это отдельная тема.
Интеграцией ЕАЭС у нас занимается Академик РАН Сергей Глазьев в соответствии с разработанной им же стратегией. В ближайших публикациях мы изложим вам ее суть.
- Иван Молотов
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Стал известен жесткий невыполнимый ультиматум Индии по закупке российской нефти
Нью-Дели повел себя совсем не как партнер и друг Москвы по трудным временам противостояния Западу....

Россия возродила сталинский ГУЛАГ – Reuters
Западные аналитики нашли лазейку, которой может воспользоваться правительство для помощи национальной экономике....

РФ все равно богаче: торговля телом и запрещенными препаратами спасла бюджет ЕС
Брюсселю приходится выкручиваться и допускать явления, которые в любое другое время могли бы показаться несмываемым позором....

Во Владивостоке рушится империя: Генпрокуратура наложила вето на 80 млрд
У клана Пушкарёвых во Владивостоке Генпрокуратура РФ намерена забрать активы и имущество на 80 млрд рублей...

Бегство Saudi Aramco из США подвело сланцевый нефтегаз Америки к банкротству
Деньги и бизнес сейчас лучше держать поодаль от того сектора, что еще недавно приносил огромные прибыли....

Есть 20 кланов, которым отдана «на кормление» вся Россия
821 объект недвижимости и больше 5 миллиардов рублей — награбленное экс-мэром Владивостока поражает воображение бывалых следователей...

«Год ремонта насмарку»: Трипольскую ГЭС Киев больше не восстановит, нет денег
Объекты энергетики Украины страдают даже больше, чем российские от атак украинских БПЛА....

Что хорошо государству – то населению смерть, или почему рекордно обрушили рубль
Национальное платежное средство продолжает неприятно удивлять, покоряя вершины антирекордов....

Китай не колебался: нанесен мощный удар по европейской промышленности
Китай, крупнейший покупатель свинины из ЕС, решил ввести антидемпинговые пошлины. Это создает серьезную проблему для производителей мяса, вынужденных искать...

Властям РФ впервые с весны удалось случайно залатать дыру в бюджете
Теперь правительству необходимо превратить редкий позитив в постоянную тенденцию....

Россия готова зеркально ответить: названа сумма активов Запада в РФ
Названа сумма западных активов, которые будут изъяты в России в случае непродуманных действий ЕС и партнёров...

Полное истребление борщевика: в Петербурге оценили чудо-препарат от монстра
Учёные Петербурга предложили новый химикат для полного уничтожения борщевика. Эксперты оценили возможности чудо-средства...

Последний крупный европейский покупатель «Газпрома» заменяет российское топливо
Для Москвы – это потеря не только денег и клиента, но и последнего форпоста влияния на геополитику целого континента....

«Сюрприз» из канализации: Росстат показал пугающие цифры по всей стране
Износ канализационных сетей в стране достиг 46%. В отдельных регионах цифра перевалила за 70%, что ставит под угрозу экологию и безопасность жителей...

Уголь уходит в прошлое: эксперты раскрыли, что придёт на смену шахтам в ДНР
Экономика ДНР сегодня стоит между двумя полюсами: убыточным угольным наследием и перспективными промышленными проектами...

Обрушение близко: неожиданные технологии завели американскую энергосистему в крах
Еще немного и Штаты накроет всеобщий блэкаут, страна погрузится во тьму за считанные секунды....