
Машиностроительный комплекс России сохраняет динамику роста
Машиностроители стали главными драйверами экономического роста последних двух лет. За 9 месяцев 2024 года годовой темп прироста составил 20%. При этом в сентябре он достиг 23,8% по сравнению с 11,6% в августе.
Со времен сталинской индустриализации отечественная экономика не знала столь масштабных структурных преображений. Однако в большинстве быстрорастущих перерабатывающих отраслей обнаружились внутренние ограничители. При этом весь наш состав неумолимо движется к тупику исчерпания внутренних рыночных емкостей.
Сегодня у нас две новости – хорошая и плохая. Завершим же мы позитивом.
Динамика отраслей машиностроительного комплекса
Высокие темпы роста в машиностроении мы наблюдаем с начала 2023 года. По итогом прошлого года и первого полугодия 2024 года он превысил 20%. Эксперты прогнозировали годовой показатель на уровне 10%, но по итогам 9 месяцев комплекс сохраняет динамику в 20%.
Лидером роста стала электроника. По данным Минэкономразвития РФ производство компьютеров, электронных и оптических изделий с января по сентябрь 2024 года выросло на 32,6%. (в 2022 году – на 10%; в 2023 году – на 32,8%) в годовом выражении.
Транспортное машиностроение – прочие транспортные средства и оборудование (кроме автотранспорта) прибавили 27,3% в годовом измерении.
Автомобильная промышленность (автотранспортные средства, прицепы и полуприцепы) прибавила 19,4%, производство электрооборудования – 6,4%.
При этом машины и оборудование, не включенные в другие группировки, показали отрицательную динамику – (-3,4%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Авиастроение выросло на 13,4% (данные «Объединенной авиастроительной корпорации»), производство гражданских судов по итогам 2024 года увеличится до 110 единиц (45 – в 2022 году, 108 – в 2023 году).
По данным премьер-министра РФ Михаила Мишустина, с начала года темпы роста производства в робототехнике составили более 50%. Государство субсидирует промышленным покупателям скидку до 50% на приобретение российских роботов.
Ключевые проблемы машиностроения
Эксперты выделяют три основных ограничения развития комплекса: кадры, станки и НИОКР (технологии).
1. Кадровый дефицит
Вопрос кадрового дефицита и деградации системы подготовки квалифицированных рабочих актуален для всех развивающихся перерабатывающих отраслей отечественной промышленности. В машиностроении ситуация наиболее критична. В этих условиях эффективным выходом является развитие института наставничества, о чем мы писали в статье «Наставничество может спасти российскую промышленность от кадрового голода».
Однако не менее важной проблемой наряду с восстановлением системы профессионального образования является вопрос мотивации молодежи, которая не хочет идти на заводы. Даже если ты высококлассный сварщик на верфи с зарплатой в 200 тысяч рублей, для многих представителей молодого поколения это «не комильфо».
Возможно, стоит заняться изменением информационного поля: чтобы не объяснять с порога каждой девушке, что сварщик или оператор ЧПУ – это тоже важно (полезный совет: можно зайти с «интеллектуальной версии», что рост зарплат людей труда в нашей стране – главный проинфляционный фактор).
2. Рост цен и очередь на отечественные станки
Недостаток в стране станкостроительных мощностей приводит к стремительному росту цен и очереди на заказы в 1,5 года. Об этом мы писали в статье «Станкостроение России третий год растет двузначными темпами». Удорожание станкостроительной продукции приводит, в свою очередь, к снижению качества обновляемых производственных фондов в машиностроении: предприятия стремятся закупать все более дешевые приемлемые модели.
3. НИОКР
Ключевой стратегической проблемой многих отраслей машиностроительного комплекса является НИОКР и инвестиции в них. На преодоление отставания в отдельных секторах уйдут десятилетия. Характерный пример – станкостроение: статистику, свидетельствующую о тотальной утрате научного потенциала в отрасли, мы приводим в том же материале.
Государству необходимо стимулировать инвестиции в НИОКР на уровне предприятий максимальными преференциями в области налогообложения и развитием целевого льготного кредитования (субсидирования ставок). Это ключевой элемент структурной политики, без которого достижение «технологического суверенитета» может остаться лишь на бумаге.
Налоговые стимулы
В продолжение темы структурной политики также важно снизить налоги на фонд оплаты труда для перерабатывающих отраслей. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доля расходов на оплату труда в себестоимости. Высокие налоги на зарплату убивают высокотехнологичный бизнес. Нужен дифференцированный отраслевой подход. Впрочем, это касается всей налоговой системы России, которая от рождения имеет множество структурных проблем, но не является безнадежной.
Отраслевые особенности
В дополнение ко всему в каждой отрасли после разрыва хозяйственных связей с западным сегментом глобального рынка образовались свои узкие места. В станкостроении и автомобилестроении это комплектующие, в авиастроении – материалы, в электронике – чипы. Хотя с другой стороны, это и непаханое поле для бизнеса, но возвращаемся к пункту №3: доступ к технологиям и НИОКР – это инвестиции и время.
Рыночные возможности
Главная прелесть импортозамещения заключается в том, что оно кажется непаханым полем только на первый взгляд. Достаточно посмотреть на рынок станкостроения, где выбывшую западную продукцию активно замещает китайская. Рынок и маркетинг так устроены, что любой сильный игрок, зайдя на рынок, свою долю уже не отдаст. Поэтому так важно развитие внутреннего рынка. А иначе все, приехали.
Стратегическое развитие внутреннего рынка
Основную часть совокупного спроса составляет потребительский спрос. Его и надо развивать. Курс на «экономику высоких зарплат» как раз про это. Кроме того, высокие зарплаты приводят к дифференциации спроса. Люди начинают покупать больше дорогой и сложной продукции и стимулируют развитие соответствующих производств с высокой добавленной стоимостью. Выше добавленная стоимость – выше зарплаты. Растет спрос на промышленную продукцию. Научная матчасть здесь: «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».
Причем, это никак не противоречит борьбе с инфляцией в рамках регулирования краткосрочных и среднесрочных циклов. При стимулирующей фазе цикла она в любом случае будет расти. Денежно-кредитная и фискальная политика – это тактические инструменты. Долгосрочный рост доходов населения – стратегическая цель.
Развитие экспорта и внешних рынков
В первую очередь, нужно оптимизировать ЕАЭС в части трансграничного движения капитала и услуг (товары там движутся свободно, без таможенных тарифов). Во-вторых, интегрировать в Союз все ближнее зарубежье, по возможности. Это 140 миллионов человек. ЕАЭС – фактически наш внутренний рынок. Распространять на него свои программы развития спроса.
Дальнейшие развитие внешних рынков – это проекты Большой Евразии и БРИКС, но это отдельная тема.
Интеграцией ЕАЭС у нас занимается Академик РАН Сергей Глазьев в соответствии с разработанной им же стратегией. В ближайших публикациях мы изложим вам ее суть.
Со времен сталинской индустриализации отечественная экономика не знала столь масштабных структурных преображений. Однако в большинстве быстрорастущих перерабатывающих отраслей обнаружились внутренние ограничители. При этом весь наш состав неумолимо движется к тупику исчерпания внутренних рыночных емкостей.
Сегодня у нас две новости – хорошая и плохая. Завершим же мы позитивом.
Динамика отраслей машиностроительного комплекса
Высокие темпы роста в машиностроении мы наблюдаем с начала 2023 года. По итогом прошлого года и первого полугодия 2024 года он превысил 20%. Эксперты прогнозировали годовой показатель на уровне 10%, но по итогам 9 месяцев комплекс сохраняет динамику в 20%.
Лидером роста стала электроника. По данным Минэкономразвития РФ производство компьютеров, электронных и оптических изделий с января по сентябрь 2024 года выросло на 32,6%. (в 2022 году – на 10%; в 2023 году – на 32,8%) в годовом выражении.
Транспортное машиностроение – прочие транспортные средства и оборудование (кроме автотранспорта) прибавили 27,3% в годовом измерении.
Автомобильная промышленность (автотранспортные средства, прицепы и полуприцепы) прибавила 19,4%, производство электрооборудования – 6,4%.
При этом машины и оборудование, не включенные в другие группировки, показали отрицательную динамику – (-3,4%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Авиастроение выросло на 13,4% (данные «Объединенной авиастроительной корпорации»), производство гражданских судов по итогам 2024 года увеличится до 110 единиц (45 – в 2022 году, 108 – в 2023 году).
По данным премьер-министра РФ Михаила Мишустина, с начала года темпы роста производства в робототехнике составили более 50%. Государство субсидирует промышленным покупателям скидку до 50% на приобретение российских роботов.
Ключевые проблемы машиностроения
Эксперты выделяют три основных ограничения развития комплекса: кадры, станки и НИОКР (технологии).
1. Кадровый дефицит
Вопрос кадрового дефицита и деградации системы подготовки квалифицированных рабочих актуален для всех развивающихся перерабатывающих отраслей отечественной промышленности. В машиностроении ситуация наиболее критична. В этих условиях эффективным выходом является развитие института наставничества, о чем мы писали в статье «Наставничество может спасти российскую промышленность от кадрового голода».
Однако не менее важной проблемой наряду с восстановлением системы профессионального образования является вопрос мотивации молодежи, которая не хочет идти на заводы. Даже если ты высококлассный сварщик на верфи с зарплатой в 200 тысяч рублей, для многих представителей молодого поколения это «не комильфо».
Возможно, стоит заняться изменением информационного поля: чтобы не объяснять с порога каждой девушке, что сварщик или оператор ЧПУ – это тоже важно (полезный совет: можно зайти с «интеллектуальной версии», что рост зарплат людей труда в нашей стране – главный проинфляционный фактор).
2. Рост цен и очередь на отечественные станки
Недостаток в стране станкостроительных мощностей приводит к стремительному росту цен и очереди на заказы в 1,5 года. Об этом мы писали в статье «Станкостроение России третий год растет двузначными темпами». Удорожание станкостроительной продукции приводит, в свою очередь, к снижению качества обновляемых производственных фондов в машиностроении: предприятия стремятся закупать все более дешевые приемлемые модели.
3. НИОКР
Ключевой стратегической проблемой многих отраслей машиностроительного комплекса является НИОКР и инвестиции в них. На преодоление отставания в отдельных секторах уйдут десятилетия. Характерный пример – станкостроение: статистику, свидетельствующую о тотальной утрате научного потенциала в отрасли, мы приводим в том же материале.
Государству необходимо стимулировать инвестиции в НИОКР на уровне предприятий максимальными преференциями в области налогообложения и развитием целевого льготного кредитования (субсидирования ставок). Это ключевой элемент структурной политики, без которого достижение «технологического суверенитета» может остаться лишь на бумаге.
Налоговые стимулы
В продолжение темы структурной политики также важно снизить налоги на фонд оплаты труда для перерабатывающих отраслей. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доля расходов на оплату труда в себестоимости. Высокие налоги на зарплату убивают высокотехнологичный бизнес. Нужен дифференцированный отраслевой подход. Впрочем, это касается всей налоговой системы России, которая от рождения имеет множество структурных проблем, но не является безнадежной.
Отраслевые особенности
В дополнение ко всему в каждой отрасли после разрыва хозяйственных связей с западным сегментом глобального рынка образовались свои узкие места. В станкостроении и автомобилестроении это комплектующие, в авиастроении – материалы, в электронике – чипы. Хотя с другой стороны, это и непаханое поле для бизнеса, но возвращаемся к пункту №3: доступ к технологиям и НИОКР – это инвестиции и время.
Рыночные возможности
Главная прелесть импортозамещения заключается в том, что оно кажется непаханым полем только на первый взгляд. Достаточно посмотреть на рынок станкостроения, где выбывшую западную продукцию активно замещает китайская. Рынок и маркетинг так устроены, что любой сильный игрок, зайдя на рынок, свою долю уже не отдаст. Поэтому так важно развитие внутреннего рынка. А иначе все, приехали.
Стратегическое развитие внутреннего рынка
Основную часть совокупного спроса составляет потребительский спрос. Его и надо развивать. Курс на «экономику высоких зарплат» как раз про это. Кроме того, высокие зарплаты приводят к дифференциации спроса. Люди начинают покупать больше дорогой и сложной продукции и стимулируют развитие соответствующих производств с высокой добавленной стоимостью. Выше добавленная стоимость – выше зарплаты. Растет спрос на промышленную продукцию. Научная матчасть здесь: «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».
Причем, это никак не противоречит борьбе с инфляцией в рамках регулирования краткосрочных и среднесрочных циклов. При стимулирующей фазе цикла она в любом случае будет расти. Денежно-кредитная и фискальная политика – это тактические инструменты. Долгосрочный рост доходов населения – стратегическая цель.
Развитие экспорта и внешних рынков
В первую очередь, нужно оптимизировать ЕАЭС в части трансграничного движения капитала и услуг (товары там движутся свободно, без таможенных тарифов). Во-вторых, интегрировать в Союз все ближнее зарубежье, по возможности. Это 140 миллионов человек. ЕАЭС – фактически наш внутренний рынок. Распространять на него свои программы развития спроса.
Дальнейшие развитие внешних рынков – это проекты Большой Евразии и БРИКС, но это отдельная тема.
Интеграцией ЕАЭС у нас занимается Академик РАН Сергей Глазьев в соответствии с разработанной им же стратегией. В ближайших публикациях мы изложим вам ее суть.
- Иван Молотов
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

Wildberries и Ozon захватывают рынок
Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение Wildberries из-за обновленной оферты, в которой говорится об обязательном открытии счетов в дочернем...

В Приморье появится новый деревообрабатывающий завод
Компания «ДЛПК» планирует построить в Приморском крае (на территории свободного порта Владивосток) деревообрабатывающий завод. Сообщается, что инвестиции в...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...

Украинцы по ошибке подорвали танкер с казахской нефтью
Они просто перепутали. Судно грузилось в Усть-Луге – российский порт. Украинцы просто документы не видели таможенные...

Украина получила базу перелётов россиян за 16 лет. Чем это грозит
К ВСУ попали конфиденциальные данные из 664 млн записей. Взлом выявил уязвимость системы, элементы которой по-прежнему связаны с западными сервисами...