
Главный национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика»
Паспорт проекта попал «в цепкие руки РБК». Проект имеет уже реально работающие и очень перспективные «вкусняшки». И в целом не выстроен по принципу «Мы за все хорошее, против всего плохого». За ним явно «торчат уши» Белоусова и Глазьева. Однако у нас уже есть ключевые вопросы к правительству – «А где...?!».
Проект стартует 1 января 2025 года, однако полной информации по нему пока не опубликовано.
Декомпозиция целей
Проект разработан во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
– заявил куратор проекта Александр Новак в июне.
Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» станет главным инструментом формирования новой модели роста, основными факторами которого станут:
– сохранение темпа роста инвестиций,
– рост экспорта,
– устойчивый рост доходов граждан,
– кадровое обеспечение экономики,
– повышение производительности труда.
Национальный проект рассчитан до 2030 года и включит в себя 7 федеральных проектов:
– «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
– «Производительность труда»,
– «Низкоуглеродное развитие»,
– «Повышение инвестиционной активности»,
– «Развитие конкуренции»,
– «Технологии»,
– «Развитие финансового рынка»,
KPI проекта
Рост производительности труда в экономике – на 5,7% в 2025 г. и на 20,7% в 2030 г. (к 2023 г.).
Доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей, вовлеченных в проект, – 23% в 2025 г. и 40% в 2030 г.
Доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, вовлеченных в проект, – 2,9% в 2025 г. и 100% в 2030 г.
Расширение доступа МСП к финансовым ресурсам в приоритетных отраслях. Рост дохода на одного субъекта МСП по сравнению с 2023 г. – на 7,9% в 2025 г., до 28,1% в 2030 г. Рост доходов работников МСП – в 1,2 раза выше темпов роста ВВП.
Увеличение выручки малых технологических компаний в 7 раз – до 1,95 трлн руб.
Прирост объема инвестиций в основной капитал к показателю 2020 г. – на 39% к 2025 г. и на 60% к 2030 г.
Создание к 2030 г. национальной системы мониторинга климатически активных веществ, которая станет основой для управленческих решений в области ограничения выбросов парниковых газов.
Утверждение 106 программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Увеличение капитализации российского рынка акций с 37% ВВП в 2023 году до 66% ВВП к 2030 г.
Увеличение доли инвестиционных продуктов в сбережениях и привлечения граждан на фондовый рынок. Увеличение доли долгосрочных сбережений с 36,8% в 2023 г. – до 37,3% в 2025 г. и до 40% в 2030 г.
Сильные стороны проекта
1. Развитие МСБ
По сути предполагается создать нечто вроде «инвестиционного сепаратора» для выращивания малого и среднего бизнеса с поддерживающей финансовой, производственной и сервисной инфраструктурной на всех этапах роста. 7 ноября 2024 года минэкономразвития РФ представило программу создания 100 новых промышленных парков, технопарков и бизнес-парков.
В качестве примера эффективной сервисной инфраструктуры можно привести экосистему «Мой экспорт» с региональными центрами поддержки экспорта. За 9 месяцев 2024 года этот сервис помог субъектам МСП заключить более 2 тысяч экспортных контрактов на общую сумму 874 млн долларов с контрагентами из 115 стран. Этот инструмент структурной политики мы разобрали в материале «Малый бизнес России наращивает экспорт».
2. Развитие фондового рынка
Удвоение капитализации рынка акций до 66% ВВП к 2030 году – амбициозная задача, которую должно реализовать министерство финансов Российской Федерации. Предполагается проведение 20 IPO в год на сумму 4,5 трлн. руб.
По расчетам НАУФОР для удвоения капитализации нужно привлечь от 20 до 40 трлн. руб. В сфере финансовых инвестиций предполагается развитие пенсионных фондов, институтов коллективного инвестирования, оптимизация законодательства, в том числе налогового, со льготами и преференциями.
В феврале президент поручил ускорить запуск особого режима IPO для высокотехнологичных российских компаний в приоритетных отраслях.
Развитый фондовый рынок должен стать вершиной вышеупомянутого «инвестиционного сепаратора».
3. Сокращение выбросов СО2
В мире уже вводятся трансграничные и национальные налоги на товары с углеродным следом. Эта глобальная тенденция будет усиливаться и снижать конкурентоспособность товаров из стран с «грязной» экономикой и энергетикой.
К рубежу 2045 года основу промышленности составит роботизированное производство. У России есть уникальные технологии для создания мощной безуглеродной энергосистемы для питания крупного многоотраслевого роботизированного комплекса на своей территории. Об этом мы писали в статье «Энергетическая сверхдержава» и мировые тренды».
Слабые стороны и недостатки
1. Отсутствие эффективной налоговой системы
Налоговая система в России работает как «одна большая гребенка» за редким исключением. С 2025 года будут снижены страховые взносы для МСБ в перерабатывающих отраслях. Нужно снизить их для всех перерабатывающих предприятий. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доля зарплаты в себестоимости. Высокие налоги на ФОТ убивают высокотехнологичный бизнес.
Упрощенная система налогообложения малого бизнеса (УСНО) работает достаточно неплохо.
Необходимо развивать преференции для перерабатывающих производств и по другим налогам. В рамках донного системообразующего проекта, формирующего модель роста экономики, этого почему-то не сделано. Есть надежда, что такие инициативы будут развиваться в рамках других национальных проектов по инициативе профильных министерств.
Кроме того, у нас дефицит бюджета недостаточно используется как инструмент стимулирования циклов экономического роста, а его отсутствие почему-то считается благом.
2. Отсутствие программ и инструментов развития рынков
Стратегический курс на «экономику высоких зарплат» озвучен Владимиром Путиным. Однако кроме плана увеличить зарплаты в МСБ на 20% за 6 лет программы в проекте нет. И инструмента пока нет. Возможно нет и понимания сути опережающего роста зарплат. Кому нужна будет эта «экономика предложения» без стратегического развития спроса?
Во-первых, рост зарплат определяет количественные параметры внутреннего потребительского спроса, а это основная составляющая совокупного спроса, то есть роста ВВП. От емкости рынка зависят инвестиционные планы предприятий и окупаемость инвестиций в технологии.
Во-вторых, от уровня доходов зависят качественные параметры внутреннего спроса и его дифференциация. Дифференциация спроса вызывает дифференциацию предложения – выпуск более качественной, разнообразной и сложной продукции. Это улучшает структуру экономики. Теоретические основы на конкретном историческом примере мы раскрываем в материале «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».
В-третьих, количественные и качественные параметры спроса – это основной фактор той самой конкурентной экономики по Портеру, масштаба, эффективности и конкурентоспособности наших производителей в международной конкуренции. Об этом мы пишем в материале «Российское экономическое чудо» – миф или реальность?».
Инструментом регулирования уровня зарплат в экономике может стать МРОТ. Пока это не работает. Его необходимо довести до реального уровня минимальной оплаты труда в экономике, привязать к нему тарифную сетку и использовать как инструмент стратегического регулирования параметров внутреннего спроса и долгосрочного устойчивого экономического роста. Об этом, а также об отсутствии у нас макроэкономической стратегии мы пишем в статье «ЦБ и правительство договорились об экономическом росте».
Это два основных стратегических недостатка проекта, при рассмотрении его как новой модели экономического роста.
Проект стартует 1 января 2025 года, однако полной информации по нему пока не опубликовано.
Декомпозиция целей
Проект разработан во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
По поручению президента, к 2030 году Россия должна выйти на устойчивые темпы роста около 3% в год, а за шесть лет – на не менее чем 16,5%. Для этого необходимо сформировать новую модель долгосрочного экономического роста, основанную на экономике предложения
– заявил куратор проекта Александр Новак в июне.
Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» станет главным инструментом формирования новой модели роста, основными факторами которого станут:
– сохранение темпа роста инвестиций,
– рост экспорта,
– устойчивый рост доходов граждан,
– кадровое обеспечение экономики,
– повышение производительности труда.
Национальный проект рассчитан до 2030 года и включит в себя 7 федеральных проектов:
– «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
– «Производительность труда»,
– «Низкоуглеродное развитие»,
– «Повышение инвестиционной активности»,
– «Развитие конкуренции»,
– «Технологии»,
– «Развитие финансового рынка»,
KPI проекта
Рост производительности труда в экономике – на 5,7% в 2025 г. и на 20,7% в 2030 г. (к 2023 г.).
Доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей, вовлеченных в проект, – 23% в 2025 г. и 40% в 2030 г.
Доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, вовлеченных в проект, – 2,9% в 2025 г. и 100% в 2030 г.
Расширение доступа МСП к финансовым ресурсам в приоритетных отраслях. Рост дохода на одного субъекта МСП по сравнению с 2023 г. – на 7,9% в 2025 г., до 28,1% в 2030 г. Рост доходов работников МСП – в 1,2 раза выше темпов роста ВВП.
Увеличение выручки малых технологических компаний в 7 раз – до 1,95 трлн руб.
Прирост объема инвестиций в основной капитал к показателю 2020 г. – на 39% к 2025 г. и на 60% к 2030 г.
Создание к 2030 г. национальной системы мониторинга климатически активных веществ, которая станет основой для управленческих решений в области ограничения выбросов парниковых газов.
Утверждение 106 программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Увеличение капитализации российского рынка акций с 37% ВВП в 2023 году до 66% ВВП к 2030 г.
Увеличение доли инвестиционных продуктов в сбережениях и привлечения граждан на фондовый рынок. Увеличение доли долгосрочных сбережений с 36,8% в 2023 г. – до 37,3% в 2025 г. и до 40% в 2030 г.
Сильные стороны проекта
1. Развитие МСБ
По сути предполагается создать нечто вроде «инвестиционного сепаратора» для выращивания малого и среднего бизнеса с поддерживающей финансовой, производственной и сервисной инфраструктурной на всех этапах роста. 7 ноября 2024 года минэкономразвития РФ представило программу создания 100 новых промышленных парков, технопарков и бизнес-парков.
В качестве примера эффективной сервисной инфраструктуры можно привести экосистему «Мой экспорт» с региональными центрами поддержки экспорта. За 9 месяцев 2024 года этот сервис помог субъектам МСП заключить более 2 тысяч экспортных контрактов на общую сумму 874 млн долларов с контрагентами из 115 стран. Этот инструмент структурной политики мы разобрали в материале «Малый бизнес России наращивает экспорт».
2. Развитие фондового рынка
Удвоение капитализации рынка акций до 66% ВВП к 2030 году – амбициозная задача, которую должно реализовать министерство финансов Российской Федерации. Предполагается проведение 20 IPO в год на сумму 4,5 трлн. руб.
По расчетам НАУФОР для удвоения капитализации нужно привлечь от 20 до 40 трлн. руб. В сфере финансовых инвестиций предполагается развитие пенсионных фондов, институтов коллективного инвестирования, оптимизация законодательства, в том числе налогового, со льготами и преференциями.
В феврале президент поручил ускорить запуск особого режима IPO для высокотехнологичных российских компаний в приоритетных отраслях.
Развитый фондовый рынок должен стать вершиной вышеупомянутого «инвестиционного сепаратора».
3. Сокращение выбросов СО2
В мире уже вводятся трансграничные и национальные налоги на товары с углеродным следом. Эта глобальная тенденция будет усиливаться и снижать конкурентоспособность товаров из стран с «грязной» экономикой и энергетикой.
К рубежу 2045 года основу промышленности составит роботизированное производство. У России есть уникальные технологии для создания мощной безуглеродной энергосистемы для питания крупного многоотраслевого роботизированного комплекса на своей территории. Об этом мы писали в статье «Энергетическая сверхдержава» и мировые тренды».
Слабые стороны и недостатки
1. Отсутствие эффективной налоговой системы
Налоговая система в России работает как «одна большая гребенка» за редким исключением. С 2025 года будут снижены страховые взносы для МСБ в перерабатывающих отраслях. Нужно снизить их для всех перерабатывающих предприятий. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доля зарплаты в себестоимости. Высокие налоги на ФОТ убивают высокотехнологичный бизнес.
Упрощенная система налогообложения малого бизнеса (УСНО) работает достаточно неплохо.
Необходимо развивать преференции для перерабатывающих производств и по другим налогам. В рамках донного системообразующего проекта, формирующего модель роста экономики, этого почему-то не сделано. Есть надежда, что такие инициативы будут развиваться в рамках других национальных проектов по инициативе профильных министерств.
Кроме того, у нас дефицит бюджета недостаточно используется как инструмент стимулирования циклов экономического роста, а его отсутствие почему-то считается благом.
2. Отсутствие программ и инструментов развития рынков
Стратегический курс на «экономику высоких зарплат» озвучен Владимиром Путиным. Однако кроме плана увеличить зарплаты в МСБ на 20% за 6 лет программы в проекте нет. И инструмента пока нет. Возможно нет и понимания сути опережающего роста зарплат. Кому нужна будет эта «экономика предложения» без стратегического развития спроса?
Во-первых, рост зарплат определяет количественные параметры внутреннего потребительского спроса, а это основная составляющая совокупного спроса, то есть роста ВВП. От емкости рынка зависят инвестиционные планы предприятий и окупаемость инвестиций в технологии.
Во-вторых, от уровня доходов зависят качественные параметры внутреннего спроса и его дифференциация. Дифференциация спроса вызывает дифференциацию предложения – выпуск более качественной, разнообразной и сложной продукции. Это улучшает структуру экономики. Теоретические основы на конкретном историческом примере мы раскрываем в материале «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».
В-третьих, количественные и качественные параметры спроса – это основной фактор той самой конкурентной экономики по Портеру, масштаба, эффективности и конкурентоспособности наших производителей в международной конкуренции. Об этом мы пишем в материале «Российское экономическое чудо» – миф или реальность?».
Инструментом регулирования уровня зарплат в экономике может стать МРОТ. Пока это не работает. Его необходимо довести до реального уровня минимальной оплаты труда в экономике, привязать к нему тарифную сетку и использовать как инструмент стратегического регулирования параметров внутреннего спроса и долгосрочного устойчивого экономического роста. Об этом, а также об отсутствии у нас макроэкономической стратегии мы пишем в статье «ЦБ и правительство договорились об экономическом росте».
Это два основных стратегических недостатка проекта, при рассмотрении его как новой модели экономического роста.
- Иван Молотов
- economy.gov.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Массово сгорающие автобусы МАЗ озаряют улицы российских городов
Происшествия случаются с завидной регулярностью и становятся опасны для окружающих....

Триллионные долги: крупнейшие госкомпании РФ на грани банкротства
По каждой компании государство пытается провести действия по санации и налаживанию хозяйственной деятельности....

Китай начал массово возвращать российскую нефть обратно
Местные бизнесмены не прочь подзаработать на том, что уже стало предметом заработка и принесло прибыль....

Десять миллионов пустых домов: Италия превратилась в одну большую заброшку
Проблемы европейской республики накапливаются с кумулятивным эффектом, они не решаются десятилетиями....

Взялись за газ: ВСУ пытались сделать «факел» из крупнейшего в мире ГПЗ в Оренбурге
Враг пытается наносить удары хаотично и по обширной территории, стараясь добиться системного кризиса в отрасли....

Спасет от Китая: обнаружен крупнейший в мире сырьевой «склад», сокровище ЕС
У Европы все есть под боком, однако она хочет быть в зависимости от других стран....

Из-за отказа Моди в море развернут вспять танкеры с российской нефтью
Руководство азиатского гиганта меняет свои собственные решения быстрее, чем меняется погода в океане....

В Америке тоже кризис: крупнейшие НПЗ США останавливаются и без атак беспилотников
Как долго продлится остановка и в чем причина до сих пор не известно. Атак с воздуха не наблюдалось....

«Уже не взлетит»: КАЗ третий год подряд не может собрать новый Ту-214
Этот новый российский авиалайнер мог бы помочь избавиться от зависимости от западных самолетов....

Нефтегазовые гиганты РФ должны бюджету 9 трлн, но «раскулачивают» малый бизнес
Проблема с дефицитом госказны приобретает катастрофическую модель. По хаотическому движению чиновников понятно – ситуация серьезная. Но ищут, как обычно,...

VW на грани банкротства, прекращен выпуск двух популярных моделей
Крупнейшей автомобильной компании Европы не хватает более десяти миллиардов евро на стабильную работу в следующем году....

Новая реальность: украинцы остались и без света, и без газа
Украина заслужила тот энергетический шторм, который получила после того, как пыталась посеять бурю в России....

Больше тысячи машин исчезли: Москва чистит дворы
В московских дворах началась тотальная «зачистка» от автохлама. Власти рассказали, чьи авто могут уехать на спецстоянку...

Помирит врагов: сокровище стоимостью 90 миллиардов долларов, спрятанное в отходах
На данный момент его пытаются использовать только и исключительно частные лица, а не государства....

Путин неожиданно взял Запад на запрещенный прием
Однако в британском журнале Energy Policy недавно появился интересный материал, где признавалось, что введенные доселе санкции не сработали и не могли...

Кошмарная старость: в Госдуме предупредили о будущем падении размера пенсий
В Госдуме предупредили, что запланированный пересмотр расчётной стоимости пенсионных баллов может существенно уменьшить будущую пенсию...