
Главный национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика»
Паспорт проекта попал «в цепкие руки РБК». Проект имеет уже реально работающие и очень перспективные «вкусняшки». И в целом не выстроен по принципу «Мы за все хорошее, против всего плохого». За ним явно «торчат уши» Белоусова и Глазьева. Однако у нас уже есть ключевые вопросы к правительству – «А где...?!».
Проект стартует 1 января 2025 года, однако полной информации по нему пока не опубликовано.
Декомпозиция целей
Проект разработан во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
– заявил куратор проекта Александр Новак в июне.
Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» станет главным инструментом формирования новой модели роста, основными факторами которого станут:
– сохранение темпа роста инвестиций,
– рост экспорта,
– устойчивый рост доходов граждан,
– кадровое обеспечение экономики,
– повышение производительности труда.
Национальный проект рассчитан до 2030 года и включит в себя 7 федеральных проектов:
– «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
– «Производительность труда»,
– «Низкоуглеродное развитие»,
– «Повышение инвестиционной активности»,
– «Развитие конкуренции»,
– «Технологии»,
– «Развитие финансового рынка»,
KPI проекта
Рост производительности труда в экономике – на 5,7% в 2025 г. и на 20,7% в 2030 г. (к 2023 г.).
Доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей, вовлеченных в проект, – 23% в 2025 г. и 40% в 2030 г.
Доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, вовлеченных в проект, – 2,9% в 2025 г. и 100% в 2030 г.
Расширение доступа МСП к финансовым ресурсам в приоритетных отраслях. Рост дохода на одного субъекта МСП по сравнению с 2023 г. – на 7,9% в 2025 г., до 28,1% в 2030 г. Рост доходов работников МСП – в 1,2 раза выше темпов роста ВВП.
Увеличение выручки малых технологических компаний в 7 раз – до 1,95 трлн руб.
Прирост объема инвестиций в основной капитал к показателю 2020 г. – на 39% к 2025 г. и на 60% к 2030 г.
Создание к 2030 г. национальной системы мониторинга климатически активных веществ, которая станет основой для управленческих решений в области ограничения выбросов парниковых газов.
Утверждение 106 программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Увеличение капитализации российского рынка акций с 37% ВВП в 2023 году до 66% ВВП к 2030 г.
Увеличение доли инвестиционных продуктов в сбережениях и привлечения граждан на фондовый рынок. Увеличение доли долгосрочных сбережений с 36,8% в 2023 г. – до 37,3% в 2025 г. и до 40% в 2030 г.
Сильные стороны проекта
1. Развитие МСБ
По сути предполагается создать нечто вроде «инвестиционного сепаратора» для выращивания малого и среднего бизнеса с поддерживающей финансовой, производственной и сервисной инфраструктурной на всех этапах роста. 7 ноября 2024 года минэкономразвития РФ представило программу создания 100 новых промышленных парков, технопарков и бизнес-парков.
В качестве примера эффективной сервисной инфраструктуры можно привести экосистему «Мой экспорт» с региональными центрами поддержки экспорта. За 9 месяцев 2024 года этот сервис помог субъектам МСП заключить более 2 тысяч экспортных контрактов на общую сумму 874 млн долларов с контрагентами из 115 стран. Этот инструмент структурной политики мы разобрали в материале «Малый бизнес России наращивает экспорт».
2. Развитие фондового рынка
Удвоение капитализации рынка акций до 66% ВВП к 2030 году – амбициозная задача, которую должно реализовать министерство финансов Российской Федерации. Предполагается проведение 20 IPO в год на сумму 4,5 трлн. руб.
По расчетам НАУФОР для удвоения капитализации нужно привлечь от 20 до 40 трлн. руб. В сфере финансовых инвестиций предполагается развитие пенсионных фондов, институтов коллективного инвестирования, оптимизация законодательства, в том числе налогового, со льготами и преференциями.
В феврале президент поручил ускорить запуск особого режима IPO для высокотехнологичных российских компаний в приоритетных отраслях.
Развитый фондовый рынок должен стать вершиной вышеупомянутого «инвестиционного сепаратора».
3. Сокращение выбросов СО2
В мире уже вводятся трансграничные и национальные налоги на товары с углеродным следом. Эта глобальная тенденция будет усиливаться и снижать конкурентоспособность товаров из стран с «грязной» экономикой и энергетикой.
К рубежу 2045 года основу промышленности составит роботизированное производство. У России есть уникальные технологии для создания мощной безуглеродной энергосистемы для питания крупного многоотраслевого роботизированного комплекса на своей территории. Об этом мы писали в статье «Энергетическая сверхдержава» и мировые тренды».
Слабые стороны и недостатки
1. Отсутствие эффективной налоговой системы
Налоговая система в России работает как «одна большая гребенка» за редким исключением. С 2025 года будут снижены страховые взносы для МСБ в перерабатывающих отраслях. Нужно снизить их для всех перерабатывающих предприятий. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доля зарплаты в себестоимости. Высокие налоги на ФОТ убивают высокотехнологичный бизнес.
Упрощенная система налогообложения малого бизнеса (УСНО) работает достаточно неплохо.
Необходимо развивать преференции для перерабатывающих производств и по другим налогам. В рамках донного системообразующего проекта, формирующего модель роста экономики, этого почему-то не сделано. Есть надежда, что такие инициативы будут развиваться в рамках других национальных проектов по инициативе профильных министерств.
Кроме того, у нас дефицит бюджета недостаточно используется как инструмент стимулирования циклов экономического роста, а его отсутствие почему-то считается благом.
2. Отсутствие программ и инструментов развития рынков
Стратегический курс на «экономику высоких зарплат» озвучен Владимиром Путиным. Однако кроме плана увеличить зарплаты в МСБ на 20% за 6 лет программы в проекте нет. И инструмента пока нет. Возможно нет и понимания сути опережающего роста зарплат. Кому нужна будет эта «экономика предложения» без стратегического развития спроса?
Во-первых, рост зарплат определяет количественные параметры внутреннего потребительского спроса, а это основная составляющая совокупного спроса, то есть роста ВВП. От емкости рынка зависят инвестиционные планы предприятий и окупаемость инвестиций в технологии.
Во-вторых, от уровня доходов зависят качественные параметры внутреннего спроса и его дифференциация. Дифференциация спроса вызывает дифференциацию предложения – выпуск более качественной, разнообразной и сложной продукции. Это улучшает структуру экономики. Теоретические основы на конкретном историческом примере мы раскрываем в материале «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».
В-третьих, количественные и качественные параметры спроса – это основной фактор той самой конкурентной экономики по Портеру, масштаба, эффективности и конкурентоспособности наших производителей в международной конкуренции. Об этом мы пишем в материале «Российское экономическое чудо» – миф или реальность?».
Инструментом регулирования уровня зарплат в экономике может стать МРОТ. Пока это не работает. Его необходимо довести до реального уровня минимальной оплаты труда в экономике, привязать к нему тарифную сетку и использовать как инструмент стратегического регулирования параметров внутреннего спроса и долгосрочного устойчивого экономического роста. Об этом, а также об отсутствии у нас макроэкономической стратегии мы пишем в статье «ЦБ и правительство договорились об экономическом росте».
Это два основных стратегических недостатка проекта, при рассмотрении его как новой модели экономического роста.
Проект стартует 1 января 2025 года, однако полной информации по нему пока не опубликовано.
Декомпозиция целей
Проект разработан во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
По поручению президента, к 2030 году Россия должна выйти на устойчивые темпы роста около 3% в год, а за шесть лет – на не менее чем 16,5%. Для этого необходимо сформировать новую модель долгосрочного экономического роста, основанную на экономике предложения
– заявил куратор проекта Александр Новак в июне.
Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» станет главным инструментом формирования новой модели роста, основными факторами которого станут:
– сохранение темпа роста инвестиций,
– рост экспорта,
– устойчивый рост доходов граждан,
– кадровое обеспечение экономики,
– повышение производительности труда.
Национальный проект рассчитан до 2030 года и включит в себя 7 федеральных проектов:
– «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
– «Производительность труда»,
– «Низкоуглеродное развитие»,
– «Повышение инвестиционной активности»,
– «Развитие конкуренции»,
– «Технологии»,
– «Развитие финансового рынка»,
KPI проекта
Рост производительности труда в экономике – на 5,7% в 2025 г. и на 20,7% в 2030 г. (к 2023 г.).
Доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей, вовлеченных в проект, – 23% в 2025 г. и 40% в 2030 г.
Доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, вовлеченных в проект, – 2,9% в 2025 г. и 100% в 2030 г.
Расширение доступа МСП к финансовым ресурсам в приоритетных отраслях. Рост дохода на одного субъекта МСП по сравнению с 2023 г. – на 7,9% в 2025 г., до 28,1% в 2030 г. Рост доходов работников МСП – в 1,2 раза выше темпов роста ВВП.
Увеличение выручки малых технологических компаний в 7 раз – до 1,95 трлн руб.
Прирост объема инвестиций в основной капитал к показателю 2020 г. – на 39% к 2025 г. и на 60% к 2030 г.
Создание к 2030 г. национальной системы мониторинга климатически активных веществ, которая станет основой для управленческих решений в области ограничения выбросов парниковых газов.
Утверждение 106 программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Увеличение капитализации российского рынка акций с 37% ВВП в 2023 году до 66% ВВП к 2030 г.
Увеличение доли инвестиционных продуктов в сбережениях и привлечения граждан на фондовый рынок. Увеличение доли долгосрочных сбережений с 36,8% в 2023 г. – до 37,3% в 2025 г. и до 40% в 2030 г.
Сильные стороны проекта
1. Развитие МСБ
По сути предполагается создать нечто вроде «инвестиционного сепаратора» для выращивания малого и среднего бизнеса с поддерживающей финансовой, производственной и сервисной инфраструктурной на всех этапах роста. 7 ноября 2024 года минэкономразвития РФ представило программу создания 100 новых промышленных парков, технопарков и бизнес-парков.
В качестве примера эффективной сервисной инфраструктуры можно привести экосистему «Мой экспорт» с региональными центрами поддержки экспорта. За 9 месяцев 2024 года этот сервис помог субъектам МСП заключить более 2 тысяч экспортных контрактов на общую сумму 874 млн долларов с контрагентами из 115 стран. Этот инструмент структурной политики мы разобрали в материале «Малый бизнес России наращивает экспорт».
2. Развитие фондового рынка
Удвоение капитализации рынка акций до 66% ВВП к 2030 году – амбициозная задача, которую должно реализовать министерство финансов Российской Федерации. Предполагается проведение 20 IPO в год на сумму 4,5 трлн. руб.
По расчетам НАУФОР для удвоения капитализации нужно привлечь от 20 до 40 трлн. руб. В сфере финансовых инвестиций предполагается развитие пенсионных фондов, институтов коллективного инвестирования, оптимизация законодательства, в том числе налогового, со льготами и преференциями.
В феврале президент поручил ускорить запуск особого режима IPO для высокотехнологичных российских компаний в приоритетных отраслях.
Развитый фондовый рынок должен стать вершиной вышеупомянутого «инвестиционного сепаратора».
3. Сокращение выбросов СО2
В мире уже вводятся трансграничные и национальные налоги на товары с углеродным следом. Эта глобальная тенденция будет усиливаться и снижать конкурентоспособность товаров из стран с «грязной» экономикой и энергетикой.
К рубежу 2045 года основу промышленности составит роботизированное производство. У России есть уникальные технологии для создания мощной безуглеродной энергосистемы для питания крупного многоотраслевого роботизированного комплекса на своей территории. Об этом мы писали в статье «Энергетическая сверхдержава» и мировые тренды».
Слабые стороны и недостатки
1. Отсутствие эффективной налоговой системы
Налоговая система в России работает как «одна большая гребенка» за редким исключением. С 2025 года будут снижены страховые взносы для МСБ в перерабатывающих отраслях. Нужно снизить их для всех перерабатывающих предприятий. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доля зарплаты в себестоимости. Высокие налоги на ФОТ убивают высокотехнологичный бизнес.
Упрощенная система налогообложения малого бизнеса (УСНО) работает достаточно неплохо.
Необходимо развивать преференции для перерабатывающих производств и по другим налогам. В рамках донного системообразующего проекта, формирующего модель роста экономики, этого почему-то не сделано. Есть надежда, что такие инициативы будут развиваться в рамках других национальных проектов по инициативе профильных министерств.
Кроме того, у нас дефицит бюджета недостаточно используется как инструмент стимулирования циклов экономического роста, а его отсутствие почему-то считается благом.
2. Отсутствие программ и инструментов развития рынков
Стратегический курс на «экономику высоких зарплат» озвучен Владимиром Путиным. Однако кроме плана увеличить зарплаты в МСБ на 20% за 6 лет программы в проекте нет. И инструмента пока нет. Возможно нет и понимания сути опережающего роста зарплат. Кому нужна будет эта «экономика предложения» без стратегического развития спроса?
Во-первых, рост зарплат определяет количественные параметры внутреннего потребительского спроса, а это основная составляющая совокупного спроса, то есть роста ВВП. От емкости рынка зависят инвестиционные планы предприятий и окупаемость инвестиций в технологии.
Во-вторых, от уровня доходов зависят качественные параметры внутреннего спроса и его дифференциация. Дифференциация спроса вызывает дифференциацию предложения – выпуск более качественной, разнообразной и сложной продукции. Это улучшает структуру экономики. Теоретические основы на конкретном историческом примере мы раскрываем в материале «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».
В-третьих, количественные и качественные параметры спроса – это основной фактор той самой конкурентной экономики по Портеру, масштаба, эффективности и конкурентоспособности наших производителей в международной конкуренции. Об этом мы пишем в материале «Российское экономическое чудо» – миф или реальность?».
Инструментом регулирования уровня зарплат в экономике может стать МРОТ. Пока это не работает. Его необходимо довести до реального уровня минимальной оплаты труда в экономике, привязать к нему тарифную сетку и использовать как инструмент стратегического регулирования параметров внутреннего спроса и долгосрочного устойчивого экономического роста. Об этом, а также об отсутствии у нас макроэкономической стратегии мы пишем в статье «ЦБ и правительство договорились об экономическом росте».
Это два основных стратегических недостатка проекта, при рассмотрении его как новой модели экономического роста.
- Иван Молотов
- economy.gov.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Российская сельскохозяйственная техника пробует перейти на СПГ
Компания «Газпром гелий сервис» успешно завершила отгрузку своей первой партии сжиженного природного газа (СПГ). Данная поставка была осуществлена в рамках...

Сюрприз от государства: власти решили избавить россиян от весомой доли трат
Власти РФ рассказали о подготовке сюрприза для молодых семей с детьми. Политики рассчитывают избавить пары от весомой доли расходов...

Золотая лихорадка: Путин понял, что кран пора перекрывать
Вывоз золота стал формой оттока капиталов за рубеж, поэтому будет остановлен...

Война в магазинах: финны крадут продукты от ненависти к России
Подвыпивших «горячих парней» питает реваншизм...

«Убийца Starlink» не взлетел: налоговая решила банкротить SR Space
Федеральная налоговая служба нанесла неожиданный удар по космической отрасли, став инициатором банкротства компании АО «СР Спейс»...

Самые дотационные регионы России: лидеры все те же
В Российской Федерации регионы с высокой зависимостью от федеральных дотаций являются ярким отражением экономического неравенства и разницы в уровне развития....

Чем может обернуться для Азербайджана прекращение миграции в Россию
Возможное прекращение миграционных связей России с Азербайджаном не лучшим образом скажется на общем состоянии его экономики, которая лишится до 0,5 млрд...

Будут отбирать права: в России ужесточат правила для водителей старше 60лет
Водителей пенсионного возраста могут ждать жесткие нововведения. МВД России предложило изменить правила допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60...

Производство авиационных двигателей продолжает развиваться в Москве
Крупнейший российский производитель авиадвигателей получил финансирование для развития производства. Соглашение между «Объединенной двигателестроительной...

Россия соскочила с нефтяной иглы: Минфин раскрыл источники доходов в казну
Минфин РФ опубликовал данные о поступлениях в казну от нефтегазового сектора. Они оказались не основными в общем объёме...

ФАС выразила недовольство действиями крупнейшего в РФ производителя соли
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) обратила внимание на деятельность одного из крупнейших производителей соли в стране, компании ООО «Руссоль», и...

Спасти умирающего гиганта: отделениям почты РФ дадут неожиданное применение
Регионы получат новый импульс, а граждане — больше возможностей увидеть настоящую Россию...

Москва бьет тревогу: плодожорка набросилась на помидоры из Азербайджана
Россельхознадзор испугал экспорт томатов с южных полей...

Драматический коллапс: эксперт назвал причины отставки Романа Старовойта
Отставка Романа Старовойта с поста министра транспорта РФ завершилась трагично. Эксперт назвал возможные причины его громкого увольнения...

Загнать молодежь на завод: в РФ нашли необычный способ спасти производства
Новая инициатива депутатов Госдумы должна решить проблему дефицита кадров в стране. Парламентарии обратили внимание на молодёжь...

«Бензиновых королей» припугнули
Правительство дало понять магнатам, что с огнем на АЗС играть не надо...