
Главный национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика»
Паспорт проекта попал «в цепкие руки РБК». Проект имеет уже реально работающие и очень перспективные «вкусняшки». И в целом не выстроен по принципу «Мы за все хорошее, против всего плохого». За ним явно «торчат уши» Белоусова и Глазьева. Однако у нас уже есть ключевые вопросы к правительству – «А где...?!».
Проект стартует 1 января 2025 года, однако полной информации по нему пока не опубликовано.
Декомпозиция целей
Проект разработан во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
– заявил куратор проекта Александр Новак в июне.
Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» станет главным инструментом формирования новой модели роста, основными факторами которого станут:
– сохранение темпа роста инвестиций,
– рост экспорта,
– устойчивый рост доходов граждан,
– кадровое обеспечение экономики,
– повышение производительности труда.
Национальный проект рассчитан до 2030 года и включит в себя 7 федеральных проектов:
– «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
– «Производительность труда»,
– «Низкоуглеродное развитие»,
– «Повышение инвестиционной активности»,
– «Развитие конкуренции»,
– «Технологии»,
– «Развитие финансового рынка»,
KPI проекта
Рост производительности труда в экономике – на 5,7% в 2025 г. и на 20,7% в 2030 г. (к 2023 г.).
Доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей, вовлеченных в проект, – 23% в 2025 г. и 40% в 2030 г.
Доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, вовлеченных в проект, – 2,9% в 2025 г. и 100% в 2030 г.
Расширение доступа МСП к финансовым ресурсам в приоритетных отраслях. Рост дохода на одного субъекта МСП по сравнению с 2023 г. – на 7,9% в 2025 г., до 28,1% в 2030 г. Рост доходов работников МСП – в 1,2 раза выше темпов роста ВВП.
Увеличение выручки малых технологических компаний в 7 раз – до 1,95 трлн руб.
Прирост объема инвестиций в основной капитал к показателю 2020 г. – на 39% к 2025 г. и на 60% к 2030 г.
Создание к 2030 г. национальной системы мониторинга климатически активных веществ, которая станет основой для управленческих решений в области ограничения выбросов парниковых газов.
Утверждение 106 программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Увеличение капитализации российского рынка акций с 37% ВВП в 2023 году до 66% ВВП к 2030 г.
Увеличение доли инвестиционных продуктов в сбережениях и привлечения граждан на фондовый рынок. Увеличение доли долгосрочных сбережений с 36,8% в 2023 г. – до 37,3% в 2025 г. и до 40% в 2030 г.
Сильные стороны проекта
1. Развитие МСБ
По сути предполагается создать нечто вроде «инвестиционного сепаратора» для выращивания малого и среднего бизнеса с поддерживающей финансовой, производственной и сервисной инфраструктурной на всех этапах роста. 7 ноября 2024 года минэкономразвития РФ представило программу создания 100 новых промышленных парков, технопарков и бизнес-парков.
В качестве примера эффективной сервисной инфраструктуры можно привести экосистему «Мой экспорт» с региональными центрами поддержки экспорта. За 9 месяцев 2024 года этот сервис помог субъектам МСП заключить более 2 тысяч экспортных контрактов на общую сумму 874 млн долларов с контрагентами из 115 стран. Этот инструмент структурной политики мы разобрали в материале «Малый бизнес России наращивает экспорт».
2. Развитие фондового рынка
Удвоение капитализации рынка акций до 66% ВВП к 2030 году – амбициозная задача, которую должно реализовать министерство финансов Российской Федерации. Предполагается проведение 20 IPO в год на сумму 4,5 трлн. руб.
По расчетам НАУФОР для удвоения капитализации нужно привлечь от 20 до 40 трлн. руб. В сфере финансовых инвестиций предполагается развитие пенсионных фондов, институтов коллективного инвестирования, оптимизация законодательства, в том числе налогового, со льготами и преференциями.
В феврале президент поручил ускорить запуск особого режима IPO для высокотехнологичных российских компаний в приоритетных отраслях.
Развитый фондовый рынок должен стать вершиной вышеупомянутого «инвестиционного сепаратора».
3. Сокращение выбросов СО2
В мире уже вводятся трансграничные и национальные налоги на товары с углеродным следом. Эта глобальная тенденция будет усиливаться и снижать конкурентоспособность товаров из стран с «грязной» экономикой и энергетикой.
К рубежу 2045 года основу промышленности составит роботизированное производство. У России есть уникальные технологии для создания мощной безуглеродной энергосистемы для питания крупного многоотраслевого роботизированного комплекса на своей территории. Об этом мы писали в статье «Энергетическая сверхдержава» и мировые тренды».
Слабые стороны и недостатки
1. Отсутствие эффективной налоговой системы
Налоговая система в России работает как «одна большая гребенка» за редким исключением. С 2025 года будут снижены страховые взносы для МСБ в перерабатывающих отраслях. Нужно снизить их для всех перерабатывающих предприятий. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доля зарплаты в себестоимости. Высокие налоги на ФОТ убивают высокотехнологичный бизнес.
Упрощенная система налогообложения малого бизнеса (УСНО) работает достаточно неплохо.
Необходимо развивать преференции для перерабатывающих производств и по другим налогам. В рамках донного системообразующего проекта, формирующего модель роста экономики, этого почему-то не сделано. Есть надежда, что такие инициативы будут развиваться в рамках других национальных проектов по инициативе профильных министерств.
Кроме того, у нас дефицит бюджета недостаточно используется как инструмент стимулирования циклов экономического роста, а его отсутствие почему-то считается благом.
2. Отсутствие программ и инструментов развития рынков
Стратегический курс на «экономику высоких зарплат» озвучен Владимиром Путиным. Однако кроме плана увеличить зарплаты в МСБ на 20% за 6 лет программы в проекте нет. И инструмента пока нет. Возможно нет и понимания сути опережающего роста зарплат. Кому нужна будет эта «экономика предложения» без стратегического развития спроса?
Во-первых, рост зарплат определяет количественные параметры внутреннего потребительского спроса, а это основная составляющая совокупного спроса, то есть роста ВВП. От емкости рынка зависят инвестиционные планы предприятий и окупаемость инвестиций в технологии.
Во-вторых, от уровня доходов зависят качественные параметры внутреннего спроса и его дифференциация. Дифференциация спроса вызывает дифференциацию предложения – выпуск более качественной, разнообразной и сложной продукции. Это улучшает структуру экономики. Теоретические основы на конкретном историческом примере мы раскрываем в материале «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».
В-третьих, количественные и качественные параметры спроса – это основной фактор той самой конкурентной экономики по Портеру, масштаба, эффективности и конкурентоспособности наших производителей в международной конкуренции. Об этом мы пишем в материале «Российское экономическое чудо» – миф или реальность?».
Инструментом регулирования уровня зарплат в экономике может стать МРОТ. Пока это не работает. Его необходимо довести до реального уровня минимальной оплаты труда в экономике, привязать к нему тарифную сетку и использовать как инструмент стратегического регулирования параметров внутреннего спроса и долгосрочного устойчивого экономического роста. Об этом, а также об отсутствии у нас макроэкономической стратегии мы пишем в статье «ЦБ и правительство договорились об экономическом росте».
Это два основных стратегических недостатка проекта, при рассмотрении его как новой модели экономического роста.
Проект стартует 1 января 2025 года, однако полной информации по нему пока не опубликовано.
Декомпозиция целей
Проект разработан во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
По поручению президента, к 2030 году Россия должна выйти на устойчивые темпы роста около 3% в год, а за шесть лет – на не менее чем 16,5%. Для этого необходимо сформировать новую модель долгосрочного экономического роста, основанную на экономике предложения
– заявил куратор проекта Александр Новак в июне.
Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» станет главным инструментом формирования новой модели роста, основными факторами которого станут:
– сохранение темпа роста инвестиций,
– рост экспорта,
– устойчивый рост доходов граждан,
– кадровое обеспечение экономики,
– повышение производительности труда.
Национальный проект рассчитан до 2030 года и включит в себя 7 федеральных проектов:
– «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
– «Производительность труда»,
– «Низкоуглеродное развитие»,
– «Повышение инвестиционной активности»,
– «Развитие конкуренции»,
– «Технологии»,
– «Развитие финансового рынка»,
KPI проекта
Рост производительности труда в экономике – на 5,7% в 2025 г. и на 20,7% в 2030 г. (к 2023 г.).
Доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей, вовлеченных в проект, – 23% в 2025 г. и 40% в 2030 г.
Доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, вовлеченных в проект, – 2,9% в 2025 г. и 100% в 2030 г.
Расширение доступа МСП к финансовым ресурсам в приоритетных отраслях. Рост дохода на одного субъекта МСП по сравнению с 2023 г. – на 7,9% в 2025 г., до 28,1% в 2030 г. Рост доходов работников МСП – в 1,2 раза выше темпов роста ВВП.
Увеличение выручки малых технологических компаний в 7 раз – до 1,95 трлн руб.
Прирост объема инвестиций в основной капитал к показателю 2020 г. – на 39% к 2025 г. и на 60% к 2030 г.
Создание к 2030 г. национальной системы мониторинга климатически активных веществ, которая станет основой для управленческих решений в области ограничения выбросов парниковых газов.
Утверждение 106 программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Увеличение капитализации российского рынка акций с 37% ВВП в 2023 году до 66% ВВП к 2030 г.
Увеличение доли инвестиционных продуктов в сбережениях и привлечения граждан на фондовый рынок. Увеличение доли долгосрочных сбережений с 36,8% в 2023 г. – до 37,3% в 2025 г. и до 40% в 2030 г.
Сильные стороны проекта
1. Развитие МСБ
По сути предполагается создать нечто вроде «инвестиционного сепаратора» для выращивания малого и среднего бизнеса с поддерживающей финансовой, производственной и сервисной инфраструктурной на всех этапах роста. 7 ноября 2024 года минэкономразвития РФ представило программу создания 100 новых промышленных парков, технопарков и бизнес-парков.
В качестве примера эффективной сервисной инфраструктуры можно привести экосистему «Мой экспорт» с региональными центрами поддержки экспорта. За 9 месяцев 2024 года этот сервис помог субъектам МСП заключить более 2 тысяч экспортных контрактов на общую сумму 874 млн долларов с контрагентами из 115 стран. Этот инструмент структурной политики мы разобрали в материале «Малый бизнес России наращивает экспорт».
2. Развитие фондового рынка
Удвоение капитализации рынка акций до 66% ВВП к 2030 году – амбициозная задача, которую должно реализовать министерство финансов Российской Федерации. Предполагается проведение 20 IPO в год на сумму 4,5 трлн. руб.
По расчетам НАУФОР для удвоения капитализации нужно привлечь от 20 до 40 трлн. руб. В сфере финансовых инвестиций предполагается развитие пенсионных фондов, институтов коллективного инвестирования, оптимизация законодательства, в том числе налогового, со льготами и преференциями.
В феврале президент поручил ускорить запуск особого режима IPO для высокотехнологичных российских компаний в приоритетных отраслях.
Развитый фондовый рынок должен стать вершиной вышеупомянутого «инвестиционного сепаратора».
3. Сокращение выбросов СО2
В мире уже вводятся трансграничные и национальные налоги на товары с углеродным следом. Эта глобальная тенденция будет усиливаться и снижать конкурентоспособность товаров из стран с «грязной» экономикой и энергетикой.
К рубежу 2045 года основу промышленности составит роботизированное производство. У России есть уникальные технологии для создания мощной безуглеродной энергосистемы для питания крупного многоотраслевого роботизированного комплекса на своей территории. Об этом мы писали в статье «Энергетическая сверхдержава» и мировые тренды».
Слабые стороны и недостатки
1. Отсутствие эффективной налоговой системы
Налоговая система в России работает как «одна большая гребенка» за редким исключением. С 2025 года будут снижены страховые взносы для МСБ в перерабатывающих отраслях. Нужно снизить их для всех перерабатывающих предприятий. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доля зарплаты в себестоимости. Высокие налоги на ФОТ убивают высокотехнологичный бизнес.
Упрощенная система налогообложения малого бизнеса (УСНО) работает достаточно неплохо.
Необходимо развивать преференции для перерабатывающих производств и по другим налогам. В рамках донного системообразующего проекта, формирующего модель роста экономики, этого почему-то не сделано. Есть надежда, что такие инициативы будут развиваться в рамках других национальных проектов по инициативе профильных министерств.
Кроме того, у нас дефицит бюджета недостаточно используется как инструмент стимулирования циклов экономического роста, а его отсутствие почему-то считается благом.
2. Отсутствие программ и инструментов развития рынков
Стратегический курс на «экономику высоких зарплат» озвучен Владимиром Путиным. Однако кроме плана увеличить зарплаты в МСБ на 20% за 6 лет программы в проекте нет. И инструмента пока нет. Возможно нет и понимания сути опережающего роста зарплат. Кому нужна будет эта «экономика предложения» без стратегического развития спроса?
Во-первых, рост зарплат определяет количественные параметры внутреннего потребительского спроса, а это основная составляющая совокупного спроса, то есть роста ВВП. От емкости рынка зависят инвестиционные планы предприятий и окупаемость инвестиций в технологии.
Во-вторых, от уровня доходов зависят качественные параметры внутреннего спроса и его дифференциация. Дифференциация спроса вызывает дифференциацию предложения – выпуск более качественной, разнообразной и сложной продукции. Это улучшает структуру экономики. Теоретические основы на конкретном историческом примере мы раскрываем в материале «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».
В-третьих, количественные и качественные параметры спроса – это основной фактор той самой конкурентной экономики по Портеру, масштаба, эффективности и конкурентоспособности наших производителей в международной конкуренции. Об этом мы пишем в материале «Российское экономическое чудо» – миф или реальность?».
Инструментом регулирования уровня зарплат в экономике может стать МРОТ. Пока это не работает. Его необходимо довести до реального уровня минимальной оплаты труда в экономике, привязать к нему тарифную сетку и использовать как инструмент стратегического регулирования параметров внутреннего спроса и долгосрочного устойчивого экономического роста. Об этом, а также об отсутствии у нас макроэкономической стратегии мы пишем в статье «ЦБ и правительство договорились об экономическом росте».
Это два основных стратегических недостатка проекта, при рассмотрении его как новой модели экономического роста.
- Иван Молотов
- economy.gov.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Стал известен жесткий невыполнимый ультиматум Индии по закупке российской нефти
Нью-Дели повел себя совсем не как партнер и друг Москвы по трудным временам противостояния Западу....

Россия возродила сталинский ГУЛАГ – Reuters
Западные аналитики нашли лазейку, которой может воспользоваться правительство для помощи национальной экономике....

РФ все равно богаче: торговля телом и запрещенными препаратами спасла бюджет ЕС
Брюсселю приходится выкручиваться и допускать явления, которые в любое другое время могли бы показаться несмываемым позором....

Во Владивостоке рушится империя: Генпрокуратура наложила вето на 80 млрд
У клана Пушкарёвых во Владивостоке Генпрокуратура РФ намерена забрать активы и имущество на 80 млрд рублей...

«Год ремонта насмарку»: Трипольскую ГЭС Киев больше не восстановит, нет денег
Объекты энергетики Украины страдают даже больше, чем российские от атак украинских БПЛА....

Прокуратура на тропе войны против империи российского «кондитерского» олигарха
Государство может изъять многомиллиардные активы группы компаний в свою собственность....

Есть 20 кланов, которым отдана «на кормление» вся Россия
821 объект недвижимости и больше 5 миллиардов рублей — награбленное экс-мэром Владивостока поражает воображение бывалых следователей...

Что хорошо государству – то населению смерть, или почему рекордно обрушили рубль
Национальное платежное средство продолжает неприятно удивлять, покоряя вершины антирекордов....

Обрушение близко: неожиданные технологии завели американскую энергосистему в крах
Еще немного и Штаты накроет всеобщий блэкаут, страна погрузится во тьму за считанные секунды....

Китай не колебался: нанесен мощный удар по европейской промышленности
Китай, крупнейший покупатель свинины из ЕС, решил ввести антидемпинговые пошлины. Это создает серьезную проблему для производителей мяса, вынужденных искать...

Властям РФ впервые с весны удалось случайно залатать дыру в бюджете
Теперь правительству необходимо превратить редкий позитив в постоянную тенденцию....

Россия готова зеркально ответить: названа сумма активов Запада в РФ
Названа сумма западных активов, которые будут изъяты в России в случае непродуманных действий ЕС и партнёров...

«Сюрприз» из канализации: Росстат показал пугающие цифры по всей стране
Износ канализационных сетей в стране достиг 46%. В отдельных регионах цифра перевалила за 70%, что ставит под угрозу экологию и безопасность жителей...

Уголь уходит в прошлое: эксперты раскрыли, что придёт на смену шахтам в ДНР
Экономика ДНР сегодня стоит между двумя полюсами: убыточным угольным наследием и перспективными промышленными проектами...

Уникальное ядерное топливо будущего запущено в серийное производство в России
Сырье прошло все стадии испытаний и показало высокий результат, в то время как у конкурентов нет ничего подобного даже на стадии разработки....

Стоп-кран сырья: Россия экстренно приостанавливает добычу нефти
Москва приходится принимать меры для стабилизации баланса между спросом и предложением, в том числе зарубежным....